Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чего миллениалы всего мира хотят от работы и карьеры

Хенрик Бресман

По мере того как все больше представителей поколения Y занимает лидерские позиции по всему миру, компании все больше озабочены вопросом, как помочь им добиться успеха. Однако в большинстве опубликованных исследований, посвященных тем, кто родился в период между началом 80-х и концом 90-х, акцент смещен в сторону узкого среза населения — чаще всего только представителей западной культуры. Выводы, основанные на столь узкой выборке, могут привести к неразумным решениям (и упущенным возможностям) в сфере привлечения, удержания и развития лидеров-миллениалов в бизнесе по всему миру.

Чтобы лучше понять, что это поколение хочет от работы, Институт развивающихся рынков INSEAD, компания Universum и фонд HEAD провели опрос миллениалов, который должен стать ежегодным и самым большим исследованием подобного рода. Мы опросили 16 637 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет из 43 стран Азии, Африки, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Америки. Мы собирали данные с мая по август 2014 года. Результаты нашей работы представлены в статье «Millenials: Understanding a Misunderstood Generation».

Хотя у наших данных есть свои ограничения (например, мы не могли использовать случайную выборку, поэтому несколько регионов/стран представлены в опросе более широко), размер выборки и ее обширность позволили выявить четкие закономерности. Отвечая на вопросы о своем желании быть лидерами, о соотношении профессиональной и личной жизни, об ожиданиях насчет примерного возраста выхода на пенсию, наши респонденты в чем-то соответствовали распространенным представлениям о них, а по другим параметрам — вовсе нет. Еще важнее другое наше открытие: почти все показатели значительно различались в зависимости от культурной принадлежности опрашиваемого.

Миллениалы хотят стать лидерами — но по разным причинам. В среднем 40% респондентов заявили, что стать лидером для них «очень важно». Причем в Японии таких было всего-навсего 8%, а в Индии — 63%. Причины этого (деньги, возможность обучать других, основа для успешной карьеры) также варьировались в зависимости от региона.

Будущий высокий заработок доминировал во всем мире, однако доля людей, выбравших его как главную причину своей мотивации, разнилась в зависимости от региона. В Центральной и Восточной Европе половина всех опрошенных назвала его как основную мотивацию — стремиться к руководящему посту, а в Африке — всего 17%. Африканских представителей поколения Y, похоже, больше всего интересует возможность обучать и наставлять других людей (46%), причем этот ответ не был популярен в других частях света — его выбрали менее четверти респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Также мы обнаружили, что возможность оказывать влияние на судьбу организации избрали около половины молодых людей из Центральной и Восточной Европы и Северной Америки, но только четверть представителей Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Компаниям стоит принимать во внимание наши изыскания при построении своей программы поощрений и развития руководителей внутри организаций.

Качества, которые миллениалы ожидают увидеть в хорошем бизнес-лидере, различаются еще больше. Например, в Северной Америке, Западной Европе и Африке по крайней мере 40% респондентов сказали, что хотят, чтобы управленец «вдохновлял своих сотрудников». А в Центральной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке это качество выбрало только 12%. О причинах можно только догадываться, но отклонения в предпочтениях могут объясняться влиянием авторитарного правления, которое до недавнего времени было характерно для Центральной и Восточной Европы и все еще присутствующего во многих странах Ближнего Востока.

Наоборот, 58% опрошенных из Центральной и Восточной Европы считают, что для менеджера важны технические или функциональные навыки и знания (в других регионах с ними согласилась лишь одна треть респондентов). А в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и на Ближнем Востоке никакой ответ не собрал более трети голосов.

Равновесие профессиональной и личной жизни разные люди понимают по-разному. Все представители поколения Y стремятся к гармонии в этой сфере, однако речь идет скорее о балансе между работой и личными интересами, а не равновесии между работой и семьей. Этим людям нужно время для себя и возможность самовыразиться. В целом победила формулировка «достаточно свободного времени для частной жизни» (57%), за которой следовал «гибкий рабочий график» (45%) и «уважение и признание для сотрудников» (45%).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте