Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Доверие в цифровую эпоху: правила меняются

Рэйчел Боцман

Должна признаться, что во время своего недавнего пребывания в отеле Disney Swan во Флориде я использовала пару лишних полотенец и небрежно бросила их на полу в ванной. Я и раньше не раз так делала и не придавала этому большого значения. В конце концов, кто об этом узнает? Однако, когда я покидала отель, мне пришло в голову, что я никогда так не поступаю, арендуя жилье через Airbnb. В этом случае я веду себя совсем по-другому, поскольку в рамках этого сервиса действует система отзывов и репутации, которая позволяет не только гостям оценивать хозяев, но и хозяевам – гостей. Доверие друг к другу основано на отзывах людей, находящихся по обе стороны сервиса.

Глядя на этот пример, можно сделать вывод о том, насколько цифровые инструменты, измеряющие репутацию в виртуальном пространстве, меняют наше поведение в реальном мире. Несложно представить, как один поступок, вроде неаккуратно брошенных на пол полотенец, может сказаться на моей возможности пользоваться Airbnb в будущем. Однако на самом деле этот пример наглядно показывает смену парадигмы – появление нового мира, в котором доверие перестает быть прерогативой могущественных институтов и оказывается в руках обычных людей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте