Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наша экономика одержима ростом, а во всем прочем ужасна

Умар Хак

Кто же откажется стать эффективнее? Давайте заплатим помощнице, которая будет бегать за нас по магазинам, убирать дом, выгуливать собаку, еще и посылку на почту отнесет. Включим блендер и измельчим пищу, чтобы ни секунды не тратить на пережевывание. Не держите в голове мысль о туалетной бумаге: подпишитесь на Amazon Prime, и все будут доставлять по расписанию.

Клево! Улет! Загружай приложение. Что тут у нас еще — под заказ, доставка дроном, в тот же день, через час? Эффективность! Вау!

Но не превращается ли славная погоня за эффективностью в одержимость, безумную и саморазрушительную? Очередная мода: приложения, которые по требованию вызывают выгуливателя собак, личного помощника, консьержа, дворецкого. Это ли в самом деле подрывная, меняющая правила игры инновация? Или предвестие нового феодализма, где немногие станут господами, а вчерашний средний класс — прислугой? Если это — предпосылки феодализма, стоит ли нам призывать такую экономическую систему (задумайтесь даже не о моральной стороне, а о материальной)?

Вот в чем проблема.

Эффективность — порождение стагнирующей экономики, а не панацея. Наша экономика и так, надо полагать, самая эффективная за всю мировую историю. Можно доехать по супершоссе до местного мегауниверсама и купить огромную банку каких-нибудь пустяков за сущие копейки.

Эффективность утилизирует ресурсы по минимальной себестоимости. О, в этом деле мы супергерои! Мы овладели им до такой степени, что в пору говорить об экономическом недуге: снижая себестоимость, мы заколотили в гроб сотрудников, коллег, менеджеров… свои отделы и департаменты, компании, целые отрасли и сектора. И теперь экономический «рост» практически полностью зависит от крошечных маргинальных прибавок эффективности.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Эффективность сама по себе не может быть задачей развитой экономики. В чем подлинная задача? На самом простом уровне — продуктивность, как утверждал Майкл Портер. Продуктивность не сводится к удешевлению производства, нужно еще и делать лучше. Как выглядит прорыв продуктивности в реальном мире? Появляется лекарство от рака, появляются вакцины, интернет, айфон. Это не просто дополнительное удобство — эти новинки радикально меняют нашу жизнь. Создают новые рынки и новые категории товаров и услуг. Благодаря им мы можем творить больше разных вещей, а не только делать то же самое быстрее или чужими руками. Появляются новые возможности роста и для других компаний, которые опираются на эти открытия. Но зачастую наша неумолимая и беспощадная гонка за эффективностью как раз и мешает нам совершать прорывы в сфере продуктивности.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте