Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три главные проблемы миллениалов

Эмерсон Чорба

Хотя влияние поколенческого фактора в рабочей среде порой сильно преувеличено, все же нужно признать: представителей поколения Y критикуют чаще тех же «иксов» и беби-бумеров. И виноваты в этом отчасти современные технологии, а точнее — социальные сети.

Проведя сотни интервью с двадцатилетними жителями разных регионов Великобритании, я слышу это снова и снова. Один из моих собеседников охарактеризовал ситуацию примерно так: «Мы вынуждены сопоставлять себя одновременно и с окружающими нас людьми, и с ролевыми моделями, которые насаждаются сверху родителями, окружением и обществом. И если мы не достигаем чего-то выдающегося, исключительного, если работа не приносит нам радости и чувства собственной значимости, то нам становится как-то не по себе».

Подобное сопоставление порождает тревогу и неуверенность, на что мне также сетовали многие молодые люди. Чтобы решить эту проблему, нужно понимать ее природу. Мои собеседники указали три основные причины: искаженное представление о достижениях других людей, афишируемое через соцсети, распиаренные примеры сверхуспешных ровесников и обилие возможных путей при выборе карьеры (и как следствие — страх совершить ошибку).

  • Искаженное представление об успехе своих сверстников, транслируемое через социальные сети. Миллениалы признаются, что им трудно угнаться за теми, кто прогремел в соцсетях, они поневоле сравнивают свои достижения (или отсутствие таковых) с тем, что удалось другим. Любопытный момент: многие респонденты догадываются, что большинство популярных постов в соцсетях так или иначе «отредактированы» (в них подчеркивается только положительный результат, рассказываются идеальные истории успеха). Но, несмотря на то, что «игреки» все это прекрасно понимают, значительную часть своего времени они все-таки проводят именно в соцсетях, а потому сравнение с другими возникает почти неизбежно, а с ним и ощущение собственной никчемности. Потому неудивительны выводы исследования, проведенного Мичиганским университетом. Оно установило: чем больше человек сидит в фейсбук*е, тем хуже его самоощущение.
  • Истории суперуспешных ровесников, распиаренных СМИ. Молодых людей сбивает с толку раздутый энтузиазм по поводу достижений своих сверстников. Многие респонденты говорили мне, как трудно жить своей жизнью на фоне историй о тех миллениалах, которые создали процветающие стартапы или сделали стремительную карьеру. Такие списки, как тридцать самых успешных людей, которым еще нет тридцати (Forbes 30 Under 30) — палка о двух концах. Они представляют молодым людям примеры подлинного успеха, но тут же напоминают читателю, что сам он ничего не достиг. Разумеется, мгновенные взлеты тоже бывают, но редко, обычно для этого требуется либо счастливое озарение, либо мощные связи — или же до того «счастливчик» годами упорно и едва ли не бесплатно трудился, вот только об этом СМИ писать уж точно не станут, представив историю в наилучшем виде.
  • Избыток карьерных возможностей и постоянная необходимость реализовать свой потенциал. В своей книге «Missing Out: In Praise of the Unlived Life» («Упущенное: похвала непрожитой жизни») психолог Адам Филлипс пишет: «Нас постоянно преследует миф о нереализованном потенциале». Отчасти причину этого феномена он видит в богатстве Западного мира, но миллениалы, участвовавшие в опросе, перечисляли и другие факторы, приводящие к избытку возможностей: соцсети; индивидуальное предпринимательство — характерный в наше время путь; понимание того, что каждому предстоит попробовать себя на разных должностях, не рассчитывая на карьеру только в одной сфере деятельности. Многие мои собеседники верят в осуществимость своей мечты, в том числе за счет получения дополнительного самообразования — например, с помощью лекций на сайте TED или других ресурсах. Эти интернет-площадки снабжают читателей информацией, необходимой для достижения любой цели, но и это опять-таки палка о двух концах: признавая привлекательность этих руководств по самосовершенствованию, миллениалы тут же критически отмечали, что чаще всего им в такой форме намекают — мол, выполни пять пунктов инструкции и станешь таким же, как герой этой заметки: «Ну да, у Илона Маска два глаза — и что, если у меня тоже есть глаза, я в точности Илон Маск? Понятно же, что нет». Опрошенные нами молодые люди жаловались, что такие сравнения с гипотетическим будущим Я порождает чувство неудовлетворенности, поскольку людям начинает казаться, будто у них есть возможность реализовать свой потенциал — но точно где-то «не здесь».
  • * деятельность на территории РФ запрещена

    Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте