Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Говорящие машины: как мессенджеры меняют общение с покупателями

Гади Бенмарк , Дилип Венкатачари

H&M: Как бы вы описали свой стиль?
Я: Классический.
H&M: Прекрасно! Я только что создал ваш индивидуальный стиль. Посмотрите: вот набор с рубашкой поло. Вам нравится?
Я: Выглядит отлично.
H&M: Замечательно! Хотите приобрести, отправить другу или сохранить?
Я: Давайте отправим.
H&M: С кем бы вы хотели поделиться выбранным набором одежды?

Казалось бы, получился увлекательный диалог с заинтересованным продавцом. Только продавец на самом деле не человек, а бот, и разговаривали мы с ним не на сайте H&M и не через мобильное приложение компании, а с помощью мессенджера Kik.

Добро пожаловать в эру «разговорной коммерции». Этим термином называют онлайн-бизнес, основанный на технологии обработки естественного языка. Сочетание превосходного графического интерфейса и искусственного интеллекта от Google, Facebook*, Amazon и других компаний позволяет брендам расширить сферу осмысленного, персонифицированного и конструктивного взаимодействия с покупателями.

Мессенджеры стали привычным средством общения для многих пользователей. Официальные приложения различных брендов, набиравшие популярность, начиная с 2008 года, сейчас сдают позиции, а вот приложения для обмена сообщениями наоборот находятся на самом пике моды. Шесть из десяти самых популярных приложений — это мессенджеры. Сейчас ими пользуются 1,4 млрд человек по всему миру, а ежегодный прирост пользователей составляет 12%. Лидирующие позиции занимает Facebook* с приложениями WhatsApp и Messenger. Китайское приложение WeChat, которым ежемесячно пользуются 650 млн человек, содержит 10 млн бизнес-аккаунтов. Пользователи могут взаимодействовать с ними примерно так же, как они общаются с друзьями. Отправьте грустный смайлик в Starbucks и в ответ Starbucks пришлет вам песню, соответствующую вашему настроению.

Подобный разговор помогает наладить постоянную связь между покупателем и брендом, что выгодно отличает его от переписки по электронной почте. Письмо о подтверждении заказа, даже если оно и побуждает к дальнейшим действиям, скорее всего, так и останется в папке «Непрочитанные», общение же в мессенджере больше похоже на непрерывный диалог. Это отличие позволяет легко и естественно продолжить переписку, предоставляя расширенные возможности для кросс-продаж. Оно стимулирует пользователя делиться информацией о бренде и предоставлять обратную связь, а также обеспечивает плавный и бесшовный переход между продажами и поддержкой.

Вероятно, величайшее преимущество взаимодействия посредством приложений и искусственного интеллекта заключается в возможности бренда моментально узнавать желания клиента (независимо от того, как он их формулирует) благодаря глубокому пониманию контекста. Таким образом, компания может предложить покупателю небольшой список вариантов, соответствующих его нуждам, но оставить место для дополнительных опций. Пользователи приложения Messenger всегда имеют проверенный статус, что упрощает процесс предоставления им той информации, которая их действительно интересует. Взамен брендам приходится частично передавать контроль в руки приложений, так же, как это происходит при взаимодействиях с покупателями в Facebook* и Twitter.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте