Феномены

«Каждый человек будет ощущать мой взгляд на себе»

Анастасия Миткевич

Уже сейчас сотни миллионов человек ежедневно погружаются в новый цифровой мир с помощью мобильных устройств и гаджетов. Очень скоро этот мир станет еще удивительнее: люди смогут не просто увидеть, что происходит на другом конце света, но и физически почувствовать себя участником событий, происходящих за сотни километров от них. Виртуальная реальность (она же VR, от англ. virtual reality) создается с помощью технологий, которые задействуют органы чувств человека таким образом, что перед ним будто наяву возникают цифровые копии людей и объектов. Сейчас VR-разработками занимаются корпорации Google, Мicrosoft, Samsung, Sony и Facebook*. VR-технологии уже применяются в индустрии игр и образования и постепенно начинают внедряться в жизнь корпораций. О том, как виртуальная реальность может сэкономить миллионы долларов компаниям, «HBR-Россия» рассказал Андрей Дороничев, возглавляющий в Google группу по разработке VR-продуктов.

Расскажите, пожалуйста, о том, как VR-технологии будут применяться в управлении компаниями. Насколько это будет захватывающе выглядеть? В знаменитой саге Джорджа Лукаса «Звездные войны» джедаи проводили свои совещания с помощью голограмм. Что-то похожее будет в нашей жизни в обозримом будущем?

Думаю, что сами джедаи появятся нескоро, лет через 100. На лазерных мечах научатся биться гораздо раньше, но с телепортацией все пока сложно. А вот телепрезентация с помощью VR — это достижимая цель в ближайшем будущем, уже сейчас есть наглядные примеры. Разработка Haloportation от Microsoft — это достаточно убедительная демонстрация подобного общения.

Как это работает: камеры в 3D сканируют говорящего человека, а специальное устройство отслеживает движение вашей головы, что создает эффект присутствия. Пока это все находится на стадии прототипов или демонстраций, осталось адаптировать технологии для широкой публики. Думаю, что в течение пяти лет мы сможем увидеть применение телепрезентаций для предприятий в корпоративном сегменте.

Как вам кажется, насколько широко VR будет использоваться компаниями, часто ли понадобится физическое присутствие человека?

Я знаю много стартапов, сотрудники которых находятся в разных точках мира и при этом эффективно работают. Сейчас они общаются с помощью видеотрансляций, то есть пока у них есть только видео и звук. А теперь представьте, что вдобавок к этому появляется ощущение присутствия. Впечатление от общения сильно изменится, вы мгновенно получите много информации о собеседнике: как он спал этой ночью, какое у него настроение, почувствуете огромное количество невербальных сигналов, которые через видео вам не передаются. Для менеджмента крайне важен массив этой информации. Именно поэтому, если вам нужно предотвратить кризисную ситуацию в удаленном филиале, сейчас вы не звоните и не пишете e-mail, а садитесь в самолет и быстро туда летите. Самая маленькая капелька пота на лбу представителя компании из региона может рассказать вам, нервничает он или нет, все ли в порядке. Конечно, в некоторых ситуациях необходимо ваше физическое присутствие, например, если вы хирург и должны прооперировать человека на другом конце планеты. Но если вы менеджер и все, что вам нужно, — принимать решения, работать головой и влиять на людей, это совсем другая история. Вы не будете тратить время на стояния в пробках или полеты, а используете его для того, чтобы принимать важные решения, анализировать процессы и понимать состояние дел.

Могли бы вы описать обычный день из будущего, в котором повсеместно используются технологии дополненной и виртуальной реальности?

В этом будущем вы просыпаетесь и входите в свое выделенное офисное пространство, у вас нет монитора, возможно, будет какое-то устройство ввода информации вместо клавиатуры. Вас будет окружать цифровая информация, которую создадут либо очки, либо контактные линзы или дисплей, то есть, некоторое персональное устройство. Если вам нужен маленький экран, чтобы написать сообщение, то он материализуется у вас в руках, а если захотите посмотреть кино, то перед вами появится большой экран. Ваша комната может быть маленькой, но в нужный момент стена исчезнет, и вместо нее откроется огромное зеленое пространство или море.

В конечном счете все переходит к персональным реальностям. Сейчас у каждого есть такая на экране мобильного, и вы там видите информацию, которая волнует только вас. Представьте, что элементы цифрового мира не ограничены экраном, а могут занимать все пространство. В моей виртуальной реальности может появиться мой коллега, а кто-то сюда зайдет и не увидит никого или увидит того, кого показывает его персональное устройство. Очень важным применением этих технологий будет синхронизация нескольких пользователей. Я считаю, что один из самых важных способов работы — это когда два человека пытаются решить одну и ту же проблему. Например, мы можем разрабатывать новую модель телефона, которая будет вращаться в воздухе, будет возможность разбирать и собирать ее по частям, корректировать ее размер в зависимости от наших целей. При этом мой мозг будет воспринимать такое количество информации, как если бы мы находились в одном месте. Как менеджер я смогу принимать решения со всей полнотой входных данных, будто все это происходит в реальном времени.

Как скоро наступит это будущее?

Все, что я описал, — это самые дальние рубежи на сегодняшний момент. Все еще не реализована на практике возможность не только добавлять к существующей реальности элементы, но и удалять части реального мира. Нарисовать перед нами объект уже сейчас можно при помощи технологии HoloLens от Microsoft и Google Tengel. Но удалить стену — это сложная проблема, которая пока не решена, и мы делаем все возможное, чтобы решить ее как можно скорее.

Доживем ли мы до этого будущего?

Определенно да.

Вы сказали, что персональное устройство будет в виде очков или линз. А что насчет Google Glass? Почему они не пошли в массы?

Google Glass — это отличный первый шаг, который мы сделали в этом направлении, и мы продолжаем их делать. Проблема в том, что сейчас очень большое количество технологий нужно запаковать в это маленькое устройство. То есть с функционалом, который можно поместить в большой мобильный телефон и использовать его вместе с нашим Cardboard (приспособление, в которое можете вставить свой смартфон и таким образом получить персональные очки виртуальной реальности — прим. ред.), Google Glass, конечно, не сравнится. Зато он демонстрирует другие важные вещи, например, компактность, инновационный звук без наушников.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте