Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вредные советы: почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут

Робин Хогарт , Эмре Сойер

Кто не любит время от времени почитать о секретах успешных людей? Это занятное чтиво, которым несложно поделиться, чем, наверное, и объясняется немалое количество подобных текстов. Советы, которые даются в таких статьях, часто звучат разумно. Всемирный экономический форум совместно с Business Insider опубликовал текст  о 14 делах, которые успешные люди успевают сделать до завтрака. В этом перечне есть такие пункты, как «выпить воды» и «застелить постель». А вот автор списка, опубликованного Forbes, утверждает, что каждый успешный человек обладает таким качеством, как «знать, когда уйти, а когда остаться». Entrepreneur советует читателям перестать видеть проблемы и начать замечать возможности. А вот еще один совет от издания Inc.: перестаньте искать одобрения окружающих и фокусироваться на своих слабых сторонах.

Несмотря на всю свою заманчивость эти тексты несут в себе опасность. Вот несколько причин, по которым они могут быть не просто бесполезны, но и вредны для менеджеров и предпринимателей.

Информация основана не на исследованиях, а на случайных эпизодах из жизни разных людей. Большинство советов, содержащихся в этих статьях, основаны на субъективной интерпретации личных историй, а не на систематическом научном анализе. Если никто всерьез не оценивал такие советы и списки с помощью научных методов, об их пользе невозможно судить. К тому же, поверхностное осмысление случаев из жизни часто размывает границы между причиной и следствием. Человек добился успеха, потому что отказался от деловых встреч или он мог позволить себе не ходить на них именно потому, что уже добился успеха? Целый ворох привычек, которые якобы свойственны всем успешным людям (они не беспокоятся о том, что подумают другие, не ходят на деловые встречи, отделяют главное от второстепенного и вообще почти всегда говорят «нет»), — возможно, просто роскошь, которую могут позволить себе лишь чрезвычайно преуспевшие люди, да и то только после того, как получат признание. А значит часть из этих привычек — это результат успеха, а не его причина.

Результаты исследований не всегда применимы к другому контексту. Бывает, что перечень качеств действительно основан на глубоком анализе, но академические исследования очень часто зависят от контекста. Возьмем, к примеру, упорство как залог успеха. Хотя научные труды Энжелы Дакуорт и ее выступление на конференции TED впечатляют, недавно проведенный метаанализ эффективности этого качества ставит под сомнение его огромное преимущество. Как часто случается с комплексными проблемами, решения и их применение содержат больше нюансов, чем те формы, в которых они представляются, и сильно зависят от контекста и обстоятельств, в которых человек оказался.

Молчание неудач. В «Черном лебеде» Нассим Талеб вспоминает историю Цицерона о греческом поэте Диагоре из Милоса. Когда Диагору сказали, что молитва спасает моряков от гибели во время шторма, он в ответ спросил и о тех, кто молился, но все равно утонул. Молитве приписывают спасение людей, поскольку все выжившие молились. Однако эта стратегия оказывается совершенно бесполезной, если люди молились, но все равно утонули. Таким образом, если все молятся, но лишь некоторые выживают, дело не в молитве. Она лишь кажется спасительной тем, кто уцелел или кто был очевидцем этого события.

Социологи называют подобное явление «систематической ошибкой выжившего». Талеб считает людей, не выживших в буре, «молчаливыми свидетелями». Это тот самый результат, который для нас незаметен. Его отсутствие приводит к ошибочному мнению об эффективности определенных действий. Наши исследования, а также работы других поведенческих психологов показывают, что мы искусно делаем выводы из того, что видим и испытываем (например, из широко растиражированных историй успеха), но столь же некомпетентны в распознавании того, чего мы не видим (например, огромного количества незаметных неудач). Это делает нас уязвимыми, заставляя думать, что успех гораздо более предопределен, чем он предопределен на самом деле.

В ситуации, когда уже имеется огромное количество неудачных попыток, а советы выглядят все более конкретными, получается, что те, кто не добился успеха, или наивны, или глупы. А все потому, что анализ, основанный лишь на изучении успеха, не учитывает вероятности того, что многие люди применяли похожую стратегию, но потерпели поражение.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте