Феномены

«В благотворительности не должны работать бессребреники, это заблуждение»

Михаил Бондарев

В конце 80-x — начале 90-х в желании заработать люди уходили из НИИ и советских контор строить свой бизнес и новую жизнь. Я не был исключением — ушел из науки создавать сеть школ иностранных языков. Сегодня я наблюдаю такой же ажиотаж вокруг благотворительности. Группы энтузиастов и коммерческие компании открывают благотворительные фонды для всего и для всех. И тут я не стал исключением. Сегодня у меня и свой бизнес, и благотворительный фонд. Я понял, что у них есть много общего и существуют они по одним правилам.

Правило 1: собрать команду и зарабатывать

Открыть свой фонд — это пройти все пути регистрации организации, аккумулировать средства, распределять их, готовить и сдавать отчетность. Все это делается и в бизнесе. Коммерческая компания продает товар или предоставляет сервис, а благотворительный фонд оказывает социальную услугу.

Как и в бизнесе, решающую роль в успешном развитии благотворительного фонда играет команда. Задача учредителя — собрать команду лучших специалистов (фандрайзеров, волонтеров, управленцев и маркетологов), чтобы фонд развивался и был эффективным. И этим людям нужно платить зарплаты. В благотворительности не должны работать бессребреники, это распространенное заблуждение. Талантливый человек, который вкладывает много сил, знаний и добивается успеха, должен получать соответствующее вознаграждение.

Наконец благотворительный фонд, как и коммерческая компания, может зарабатывать. В России плохо развит эндаумент, но мы активно используем его. Наш фонд проводит социально-психологическую реабилитацию детей, перенесших тяжелые заболевания. Мы построили во Владимирской области реабилитационный центр, который часть года работает как детский лагерь, зарабатывая деньги. На эти средства в другое время мы проводим реабилитационные программы для наших подопечных. Так появилась возможность вести благотворительную деятельность независимо от экономической ситуации в стране, и это успешная система, которая будет работать еще много лет и без моего участия.

Правило 2: быть первым и учиться у других

Когда я состоял в правлении фонда «Подари жизнь», мы увидели, что в России нет инфраструктуры для реабилитации детей, которые излечились от смертельной болезни. Физически эти дети не нуждались в поддержке общества, но при этом они сами и их семьи переживали тяжелый социальный и психологический кризис. В Европе и США есть около 30 лагерей, которые помогают решить эту проблему. В один из них, в Ирландии, мы стали возить подопечных «Подари жизнь». Это было дорого и малоэффективно. Примерно 80% детей излечиваются от рака, это около 2-3 тысяч человек в год. Всех их невозможно вывезти за границу. Так я подошел к идее создания отдельного фонда, который занимается реабилитацией детей в России и на собственной базе. Нашему фонду пять лет, а реабилитационному центру два года. Мы были первыми в своей нише и заняли в ней экспертную и лидерскую роль (например, проводим научно-методические конференции для врачей и НКО). В бизнесе это залог успеха, в сфере благотворительности — не менее важно.

Но при этом нам не нужно было полностью изобретать велосипед. Существующие в США и Европе программы реабилитации детей мы перенесли и адаптировали в России. Вводил программу в России специалист из Ирландии Терри Дигнан, который уже несколько десятилетий занимается этим делом. Мы и сейчас обмениваемся опытом с лагерями, входящими в Международную ассоциацию SeriousFun Children's Network, следим за тенденциями в их работе, устраиваем стажировки для своих сотрудников и принимаем у себя делегации европейских лагерей. Все это необходимо для того, чтобы мы действительно могли соответствовать международным стандартам.

Точно так же я поступил, когда в 90-е открывал сеть школ иностранных языков. Мне не нужно было разрабатывать программы с нуля — мы вошли в международную систему школ и приняли ее наработки и опыт.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте