Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: июньский выпуск

Фото: unsplash.com/@a

От редакции. Представляем вашему вниманию июньский выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | Фокус на неизвестных снижает самоуверенность

В самых разных сферах — от военных операций до медицинских процедур, корпоративных инвестиций и стратегических решений — излишняя уверенность в себе нередко приводит к неверным решениям. Эта проблема дорого обходится экономике, и ученые долгие годы бьются над выяснением причин необоснованного выбора. Многие исследователи указывают на склонность людей замечать лишь те факты, которые подтверждают их убеждения, и игнорировать остальные. Чтобы противостоять этому, компаниям часто советуют назначать «адвоката дьявола» или обращать особое внимание на альтернативные мнения.

Новые исследования обнаружили еще один источник само­уверенности — неспособность учесть неизвестные параметры. В эксперименте ученые предложили участникам выбрать один из вариантов ответа на вопрос, затем оценить вероятность того, что их ответ верен, объяснить причины выбора оценки и определить, до какой степени эти причины опирались на известную и до какой — на неизвестную им информацию (например, одному из них надо было угадать калорийность мясного блюда, не зная процента жира). Участники, отметившие, что им многое было неизвестно, проявили значительно меньшую степень уверенности в своем выборе. В последующем эксперименте также использовались вопросы с вариантами ответов: одним участникам предложили при выборе ответа «учесть альтернативные варианты», а другим — «учесть неизвестные переменные» (контрольной группе не было дано никаких указаний). Обе группы, получившие указания, высказали меньшую убежденность, по сравнению с контрольной группой — особенно те, кому предложили учесть неизвестные.

«Люди обычно забывают о том, что чего-то не знают, — пишут авторы исследования. — Наша излишняя уверенность в своих решениях отчасти вызвана недостаточным вниманием к отсутствующим данным». Итак, вместо того чтобы перебирать возможные ответы, уделите внимание неизвестным параметрам, от которых может многое зависеть.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Known Unknowns: A Critical Determinant of Confidence and Calibration», Daniel J. Walters и др. («Management Science», 2017)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ | Как найти новую должность основателю

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте