Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: октябрьский выпуск

Фото: Alireza Attari / Unsplash

От редакции. Представляем вашему вниманию октябрьский выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | Почему опасно использовать соцсети для работы

Социальные сети — мощный коммуникативный инструмент, помогающий сотрудникам обмениваться идеями, решать проблемы, рассказывать о товарах и услугах компании. Но у них есть и оборотная сторона: люди, активно пользующиеся для работы соцсетями, чаще видят вакансии других организаций и, привлекая внимание рекрутеров, становятся их потенциальной добычей. Опрос 277 сотрудников здравоохранительной организации показал: те, кто применяет для работы подобные ресурсы, и те, кто этого не делает, ставят перед собой разные цели и по-разному ведут себя. Результаты приведены ниже.

Доля респондентов, которые используют соцсети…

ИСТОЧНИК Lorenzo Bizzi

ПЕРЕГОВОРЫ | Оборотная сторона благодарности

Специалисты по позитивной психологии поют дифирамбы признательности: они советуют почаще выражать благодарность и даже вести «благодарственный дневник». Однако в одном случае испытывать чувство признательности опасно — когда речь идет о конкуренции. Чтобы выяснить, как люди реагируют на благодарность со стороны участников переговоров, ученые провели пять экспериментов. В ходе одного из них (компьютерной симуляции) испытуемые должны были торговаться при покупке рюкзака. Те, кому на первое предложение цены продавец ответил с благодарностью («Большое спасибо, что предложили $60! Отличная цена»), во втором раунде переговоров назвали более низкую цену, чем те, кто получил нейтральный ответ («Увидел вашу ставку в $60, высылаю контрпредложение»). В ходе другого эксперимента участники должны были «сдать свою квартиру внаем». Те, кого благодарили за первую предложенную сумму аренды, далее торговались агрессивнее, чем те, чей потенциальный арендатор ответил нейтрально. Последующие опыты подтвердили: выражение признательности воспринимается как сигнал «я все прощу» и, пользуясь этим, люди зачастую доходят до обмана и лжи.

В ситуациях конкурентной борьбы «к выражению благодарности стоит подходит обдуманно», — говорят ученые. Чувствовать признательность за уступку, добавляют они, не возбраняется, но свои восторги лучше приберечь до подписания договора.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Thanks for Nothing: Expressing Gratitude Invites Exploitation by Competitors», Jeremy A. Yip и др. (рабочий документ)

КОММУНИКАЦИЯ | Чтобы получить работу, говорите как интервьюер

Менеджеры, проводящие собеседования, часто пытаются понять, впишется ли кандидат в корпоративную культуру компании: от этого во многом зависит, как он будет работать. Но определить соответствие культурным нормам непросто: люди подвержены предрассудкам и часто судят по очевидным, но маловажным характеристикам, например по одежде или прическе, и в итоге набирают однотипных сотрудников.

Чтобы нащупать более надежные критерии оценки культурного сходства, ученые попросили претендентов на вакансии в технологичной компании средней величины развернуто ответить на три вопроса. (Интервьюерам получившиеся «сочинения» не показывали, и на решение о найме они не влияли.) Используя стандартный анализ текста, исследователи сравнили эссе 353 соискателей, которых в итоге приняли на работу, с 11 234 сочинениями тех, кто не получил желаемую должность. У успешных кандидатов обнаружилось сходство в использовании языка. В частности, они втрое чаще других упоминали в эссе название компании. Оказалось, что приближение к «языку компании» на одно стандартное отклонение повышает шансы быть принятым на работу на целых 20%.

Дополнительное исследование, в ходе которого были изучены в том числе электронные письма новых и старых сотрудников, показало: лингвистическое сходство — признак того, что новички вживутся в корпоративную культуру. «Полученные результаты указывают на то, что язык соискателя подает ярко выраженные культурные сигналы, отличающиеся от тех, на которые обычно ориентируются интервьюеры», — пишут исследователи.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Distinguishing Round from Square Pegs: Predicting Hiring Based on Pre-hire Language Use», Sarah Kathryn Stein, Amir Goldberg, Sameer B. Srivastava (рабочий документ)

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Сколько длится эффект от работы консультантов?

После того как компания нанимает консультантов, ее показатели на какое-то время повышаются. Но надолго ли? Раньше ответа на этот вопрос не находилось: сторонники «системы Toyota» рассматривали работу консультантов как начало непрерывного цикла улучшений, а их оппоненты утверждали, что две трети попыток трансформации обречены на провал. Новое исследование позволяет предположить, что истина — где-то посередине, и указывает на факторы, способные помочь организациям поддержать эффект консультаций.

Ученые изучили работу 28 ткацких фабрик, принадлежащих 17 индийским текстильным фирмам (с одними два года, начиная с 2008-го, работали консультанты, другие вошли в контрольную группу). Чтобы выяснить, как долго сохранялся эффект от предписаний консультантов, исследователи посетили фабрики в 2017 году. Хотя о половине предложенных изменений к тому времени все уже забыли, различия в работе и показателях фабрик из обеих групп оказались значительными. Там, где привлекались консультанты, производительность труда выросла более чем на 35%. Многие нововведения успели распространиться на другие фабрики фирмы, повысив общую отдачу от консультаций.

Ученые также попытались узнать, почему от многих эффективных нововведений впоследствии решено было отказаться. «Две самые распространенные причины, — пишут исследователи, — смена руководства и отсутствие времени у генерального и финансового директоров».

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Do Management Interventions Last? Evidence from India» Nicholas Bloom и др. (рабочий документ)

КАРЬЕРА | Лучший спец — не лучший босс

Почти полвека назад канадский педагог Лоуренс Питер сформулировал правило, известное сегодня как «принцип Питера». Согласно ему, все менеджеры «стремятся подняться до своего уровня некомпетентности», поскольку продвижение по службе зависит от показателей на текущей должности, — и не важно, поможет это добиться успеха после повышения или нет. Принцип Питера получил широкую известность, но проверке не подвергался. Недавно исследователи наконец задались целью узнать, действительно ли продвигают чаще не тех, из кого выйдут хорошие управленцы, а тех, кто лучше подкован технически.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте