Наука

Законы эпидемии

Иван Сорокин
Иллюстрация: gettyimages/ smartboy10

Рецензия на книгу «The Rules of Contagion: Why Things Spread — and Why They Stop», Profile Books, 2020

10 марта 2020 года Томас Пуэйо (венчурный инвестор, ИТ-инженер и создатель нескольких популярных приложений) на платформе Medium опубликовал статью, где попытался объяснить, как пандемия COVID-19, на тот момент разгоревшаяся всего в нескольких странах, способна сломать уклад жизни во всем мире — радикально и безвозвратно. Он сравнивал текущие данные с тем, что мы знаем о пандемии гриппа 1918—1920 годов; анализировал спутниковые снимки иранских кладбищ; опубликовал с десяток экспоненциальных графиков и, стремительно врываясь в учебники по истории, популяризировал словосочетание flatten the curve («сгладить кривую») — главный клич сторонников самоизоляции, призывающих снизить нагрузку на систему здравоохранения путем ограничения числа одновременно заболевших людей.

За неделю этот пост увидело больше 40 млн человек: он был дополнен, переведен на разные языки и снабжен несколькими сиквелами. Пуэйо стал экспертом, и родной Стэнфорд опубликовал интервью с ним. Разумеется, нашлись и противники — в первую очередь в соц­сетях и конкретно в Twitter: критики справа упрекали Пуэйо в алармизме и стремлении ограничить свободы, критики слева указывали на то, что Пуэйо — еще один богатый айтишник, уверенный, что сложность мира можно свести к математическим моделям. Рефреном конца марта стало нечто вроде «я насмотрелся на экспоненты до конца жизни».

На первый взгляд, математик-эпидемиолог Адам Кучарски не слишком отличается от Пуэйо: он тоже молодой европейский специалист, работающий в нескольких смежных дисциплинах, так или иначе связанных с математическим моделированием.

У него блестящее образование, он увлекается путешествиями и фотографией, его первая книга посвящена одной из любимых тем «богачей в худи», живущих в Кремниевой долине, — теории азартных игр. Короче, типичный привилегированный миллениал.

Тем не менее с самого начала становится ясно, что книга «The Rules of Contagion» (на русском она выйдет в этом году в издательстве «Синдбад») — это не попытка быстро подняться на очень горячей теме. Более того, текст не содержит ни одного упоминания COVID-19 (он был написан и сдан в печать прямо перед декабрьскими событиями) — и при этом является едва ли не лучшим высказыванием о том, как устроен дивный новый мир середины 2020 года. Никакого разгона: автор сразу рассказывает о том, как в детстве ему диагностировали синдром Гийена — Барре, острую мышечную слабость аутоиммунной природы: этот эпизод по эмоциональной остроте сравним с популярными романами, повествующими о болезни героя. Можно подумать, что Кучарски таким образом пытается расположить читателя к себе — но тут же выясняется, что именно этот детский опыт помог ему проанализировать данные по эпидемии лихорадки Зика, вспыхнувшей в середине 2010-х.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте