Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что мешает повсеместному внедрению автономного транспорта

Кристен Эрнандес , Эшли Нунес
Фото: ALXPIN/GETTY IMAGES

Ежегодно в США в автомобильных авариях погибают около 40 тысяч человек. В результате обществу наносится значительный финансовый и эмоциональный ущерб. Высокоавтоматизированные транспортные средства, которые ездят самостоятельно часть времени или постоянно, должны помочь решить эту проблему. Перекладывая ответственность за управление с людей на машины, эта технология минимизирует вероятность поведенческих ошибок, которые становятся причиной большинства ДТП.

Однако системы, обеспечивающие работу высокоавтоматизированных транспортных средств, а именно датчики, радары и коммуникационные устройства, стоят дороже, чем детали более старых (и менее безопасных) автомобилей. Отсюда возникает вопрос о доступности сохраняющей жизни технологии для тех, кто больше всего нуждается в ней. ДТП касаются всего общества, однако у бедных слоев населения риск умереть в результате автомобильных аварий возрастает. У этих людей выше вероятность погибнуть в аварии отчасти из-за устаревших автомобилей, не оснащенных современными средствами безопасности и имеющих более низкий рейтинг в краш-тестах.

Некоторые специалисты предлагают решить проблему недоступности автономных автомобилей, сдавая их в аренду. При таком подходе, аналогичном принципу функционирования современных такси, эксплуатационные издержки распределяются между большим числом потребителей. Это позволяет сделать современные автомобильные услуги более доступными. Сторонники беспилотной технологии предполагают, что так называемые роботакси, эксплуатируемые коммерческими компаниями, смогут помочь потребителям значительно сэкономить.

В своем исследовании мы хотели выяснить, верно ли это. Реалистично ли ожидать, что роботакси в ближайшем будущем смогут конкурировать по затратам с владением старыми традиционными автомобилями? Проанализировав результаты исследования, мы пришли к отрицательному ответу на этот вопрос.

Мы проводили исследование в Сан-Франциско. Во-первых, была рассчитана стоимость владения более старым автомобилем в этой местности. Во-вторых, мы воспользовались открытыми финансовыми данными, относящимися к местной индустрии такси, чтобы оценить такие вероятные эксплуатационные затраты на роботакси, как стоимость автомобиля, лицензирования, страхования, техобслуживания, мойки, топлива и контроля над безопасностью. В-третьих, мы скорректировали эти расходы, добавив к ним доходы, получение которых прогнозируют инвесторы, вкладывающие средства в новую технологию. И, наконец, мы применили эконометрическое тестирование, чтобы выяснить, можно ли (и при каких условиях) снизить тарифы на роботакси. Наши подсчеты приблизительны, но отражают всю имеющуюся на сегодняшний день информацию о роботакси.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте