Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: июньский выпуск

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

СТРАТЕГИЯ | Не провоцируйте конкурентов!

Военные и спортсмены перед схваткой пристально изучают личностные особенности лидера соперника. В бизнесе же этот момент часто упускают: предполагается, что фирма предпринимает стратегические шаги рационально, исходя только из конкурентной динамики или микроэкономических условий.

Недавнее исследование вскрыло наличие зависимости между характером гендиректора и частотой конкурентных атак на компанию. Существует теория, что люди нападают чаще всего либо на пассивных и безответных, либо, наоборот, на особо задиристых (вспомним драки в школах и барах). Ученые изучили 102 видеоролика с участием руководителей компаний из списка Fortune 500 за период с 2010 по 2016 год: после просмотра лидерам присвоили рейтинги по степени пассивности/задиристости. Затем из новостей в СМИ собрали информацию о том, чьи фирмы подвергались ценовым, продуктовым, маркетинговым или экспансионистским атакам. Чтобы не искажать картину, ввели поправки на факторы медийности и зарплаты руководителей, размера и финансового положения фирмы, структурной сложности отрасли, а также совмещения ролей гендиректора и председателя совета директоров. Анализ показал, что фирмы, лидеры которых выделялись своей покорностью или, наоборот, задиристостью, действительно чаще подвергались нападению со стороны конкурентов. При этом более значимым фактором оказалась именно пассивность (интересно, что, например, пол директора почти не влиял на ситуацию).

Последующие интервью с руководителями компаний подтвердили эти результаты. В частности, один из лидеров рассказал, что его сотрудники буквально вынуждены переманивать клиентов у конкурирующей фирмы — ведь ее гендиректор ужасно ленив и инертен. Обучающие программы лидерства, считают ученые, должны, используя подобные исследования, научить топ-менеджеров действовать так, чтобы не вызывать огонь на себя — аналогично тому, как это делают инициативы по противодействию травле. «Слишком мягким руководителям надо постараться не подчеркивать эту свою особенность, — пишут авторы исследования, — а властным натурам стоит пройти курс по укрощению строптивости».

Об исследовании «Second-Order Effects of CEO Characteristics: How Rivals’ Perceptions of CEOs as Submissive and Provocative Precipitate Competitive Attacks», Aaron D. Hill, Tessa Recendes, Jason W. Ridge («Strategic Management Journal», готовится к выходу)

РЫНОК ТРУДА | Какие профессии могут исчезнуть

Ученые считают, что автоматизация ждет в основном рутинные физические и интеллектуальные процессы. Цифры, показывающие, до какой степени работа в ряде отраслей может быть автоматизирована, приведены ниже.

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ | В онлайне люди покупают более полезные продукты

По мере того как все больше людей приобретают еду через интернет (в 2016 году примерно 4% всех продуктов были куплены онлайн, а в ближайшие 10 лет эта доля, как ожидается, достигнет 20%), ритейлеры все активнее изучают привычки потребителей. Новое исследование проливает свет на различия онлайн- и офлайн-продаж.

Исследовательница Кэтрин Харрис проанализировала историю покупок продуктов в 34 тыс. домохозяйств за 2,5 года, используя данные сканеров крупной сети супермаркетов, открывшей в 2015 году интернет-заказы. Оказалось, что при онлайн-шопинге семьи менее придирчивы к ценам и меньше экономят, заменяя продукты дешевыми аналогами: среднемесячная сумма покупок через интернет на $49 выше. Но это повышение неравномерно: люди тратят на такие важные категории, как молочные продукты (на 3,8% больше), фрукты (5,9%), мясо (5,7%) и овощи (7,4%), но экономят на напитках (на 5,2% меньше), маслах (4,1%), снеках и сладостях (13,6%).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте