Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто лучше всех готов к Четвертой промышленной революции

Винод Бактавачалам , Эмили Глассберг Сэндс
Фото: Cathy Scola/Getty Images

В эпоху стремительных технологических перемен многие специальности и требуемые для их освоения навыки становятся неактуальными. Исследования консалтинговой компании McKinsey показывают, что более 50% мировой рабочей силы рискуют потерять свои рабочие места из-за автоматизации, а по оценкам Всемирного экономического форума, к 2022 году 42% востребованных сегодня ключевых рабочих навыков существенно поменяются. В условиях нестабильности специалисты, компании и правительства бьются над развитием компетенций, которые позволят им оставаться конкурентоспособными.

Чтобы оценить глобальную ситуацию в освоении навыков, крупнейшая в мире образовательная платформа Coursera недавно опубликовала первый выпуск нашего «Глобального индекса навыков» (Global Skills Index). Coursera объединяет 40 млн учащихся по всему миру и предлагает более 3 тыс. курсов от ведущих университетов и компаний. Используя уникальные данные платформы о процессе обучения, «Глобальный индекс навыков» измеряет и оценивает навыки и компетенции 60 стран, на которые в совокупности приходится 80% мирового населения и 95% мирового ВВП. Мы также даем оценку навыков в 10 основных мировых отраслях экономики. (Несмотря на то что учащиеся Coursera, безусловно, не идеальная репрезентативная выборка, это тем не менее особенно важная для анализа группа: они наиболее мотивированны и действительно способны повысить квалификацию. Подробнее о том, как мы рассчитываем профили навыков для каждой страны и отрасли, см. врез ниже о методологии рейтинга.)

В первом издании рейтинга мы сосредоточились на навыках ведения бизнеса, компетенции в использовании технологий и данных — ключевых составляющих производительности в эпоху автоматизации и искусственного интеллекта. Правительствам и бизнесу требуется все больше специалистов в области технологий и обработки данных для внедрения инноваций и повышения эффективности, а также нужны управленцы, способные в эпоху перемен вести за собой организацию.

Мы выявили разительный контраст между развитыми и развивающимися рынками, причем Северная Америка и Европа в среднем намного опережают Латинскую Америку, Азию и Ближний Восток. Тем не менее США не попадают в верхний квартиль стран ни в одной из трех категорий, при этом выявлена сильная региональная неоднородность, в частности, южные штаты отстают по всем ключевым показателям. Среди отраслей экономики производство и телекоммуникации располагают сильными наборами компетенций, инженерно-техническая индустрия также демонстрирует превосходство (как и ожидалось) в технологиях и аналитике данных, но уступает в бизнес-навыках.

При составлении рейтинга каждая из 60 стран попадает в одну из четырех категорий: передовые страны (с 1 по 15 место), конкурентоспособные (16–30 место), развивающиеся (31–45 место) и отстающие (46–60 место). То же ранжирование мы применили и для 10 основных отраслей экономики. Более высокое место в рейтинге в той или иной области определяется более высокими показателями обучающихся из соответствующей страны или отрасли по результатам оценки навыков с учетом уровня сложности.

Результаты наших изысканий на глобальном уровне выглядят следующим образом.

География важнейших навыков ведения бизнеса, применения технологий и данных

Страны с самыми высокими оценками компетенций, по большому счету, являются самыми богатыми: корреляция между ВВП на душу населения страны и ее позицией в среднем по показателям компетенций в ведении бизнеса, применении технологий и данных составляет -0,75. Страны с худшими профилями навыков подвержены наибольшему риску дестабилизации экономики: корреляция между риском из-за фактора автоматизации (по оценкам McKinsey Global Institute) и среднеарифметическим местом по трем параметрам в рейтинге «Глобального индекса навыков» составляет 0,45.

С учетом фактора ожидаемого роста населения глобальная картина становится еще более критической. Страны Африки и Азии с развивающейся рыночной экономикой в наибольшей степени рискуют потерять рабочие места и существующие модели роста экономики в связи с грядущими технологическими преобразованиями, к тому же, согласно данным «Глобального индекса навыков», эти страны располагают низкоквалифицированными специалистами. Ожидается, что к 2050 году на эти континенты будет приходиться 80% мирового населения и наибольшая доля мировой рабочей силы (из-за старения в развитых странах Европы и США). Для подготовки к неизбежному будущему правительствам и компаниям в этих регионах необходимо будет сотрудничать в разработке программ переподготовки кадров.

В то время как многие развивающиеся страны в среднем не показывают хороших результатов, есть приятные исключения, как, например, превосходство Аргентины в области технологий. Аргентина разработала успешную модель, переориентировав университеты на преподавание практических технологических навыков, кроме того, развиваются партнерские программы с государственными органами для стимулирования предпринимательства.

В развитых странах мы наблюдаем гораздо более высокие показатели квалификации в целом, что неудивительно, учитывая более обширные инвестиции как в государственное образование, так и в непрерывное обучение. Как регион, Европа в целом демонстрирует особенно хорошие результаты: многие европейские страны попали в категорию «передовых». Общее доминирование Европы частично объясняется активным подходом к повышению квалификации. Европейские организации выступают за совмещение переподготовки с приемом на работу. В Европе также наблюдается тенденция сделать обучение на рабочем месте одним из фундаментальных прав работника. Во Франции, например, установлено минимальное количество учебных часов для сотрудников.

Но не каждая развитая экономика оказалась в категории «передовых». Несмотря на то, что США являются мировым лидером в области инноваций, страна попала в категорию «конкурентоспособные» (второй квартиль) в глобальном масштабе по каждому показателю, при этом выявлена значительная географическая неоднородность. Если бы мы рассматривали каждый регион как отдельную страну, то Северо-Восток, Средний Запад и Запад были бы «передовыми», по крайней мере, в одной области: Северо-Восток и Запад — в аналитике данных, а Средний Запад — в управлении бизнесом, в то время как южные штаты стабильно уступают этим трем регионам.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте