Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: октябрьский выпуск

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса.

УДАЛЕННАЯ РАБОТА | УСТАЛОСТЬ ОТ ТЕЛЕОБЩЕНИЯ

Во время пандемии многие из нас перешли на дистанционный режим труда, и чтобы не терять связь с коллективом, погрузились в пучину Zoom и аналогичных сервисов. Два, три, пять совещаний в день поначалу воспринимались как вариант нормы, ведь другой возможности обсудить срочные вопросы с коллегами и увидеть их живую реакцию у нас не было. Но вместе с радостью от хотя бы какого-то общения на самоизоляции постепенно приходила усталость. Многие отмечали, что видеозвонки высасывают энергию, а длительные совещания наводят тоску. В 2020 году в СМИ словосочетание «усталость от видеоконференций» стало мелькать все чаще. Жалобы по этому поводу не стихли и в 2021-м, что побудило ученых уделить особое внимание данному состоянию.

Чтобы понять, какие характеристики конференций влияют на усталость, ученые отобрали 55 человек старше 18 лет, работающих не менее 20 часов в неделю в удаленном режиме в разных отраслях. Исследователи учитывали количественные показатели и развернутые ответы респондентов (за пять дней было проведено 1746 опросов), а также использовали многоуровневое моделирование и тематический анализ.

В ходе исследования выяснилось, что уставший от видеосовещаний человек восстанавливается быстрее, чем тот, кто переутомился за работой. Усталость от телеобщения особого рода: ее причина — высокая концентрация внимания: надо постоянно прилагать усилия, чтобы быть «включенным» в разговор. Один из респондентов написал, что он «теряет тонус от того, что должен постоянно смотреть в камеру». Другие причины связаны с тем, что участникам поступает меньшее количество невербальных сигналов, чем при личном общении, а также возникают технические проблемы (со звуком или качеством связи) или что-то постоянно отвлекает внимание людей (например, другая работа). В целом опрашиваемые отметили, что чувствуют усталость обычно после нескольких конференций из-за большой продолжительности экранного времени или из-за неудобного им времени суток (а оно должно устраивать большинство).

Парадоксально, но те, кто мог снизить концентрацию внимания, отключив звук или видео, утомлялись еще сильнее, если не ощущали сопричастности происходящему: для них активность в Zoom служила средством разрядки. Напротив, те, у кого в высокой степени присутствовало чувство принадлежности к группе, с которой они совещались онлайн, уставали меньше.

Недавний опрос Gartner показал, что не менее 74% компаний планируют навсегда перевести часть сотрудников на дистанционку, а значит, такой формат занятости и видеоконференции останутся с нами надолго. По итогам исследования ученые привели несколько рекомендаций, которые могут повысить жизненный тонус сотрудников. Так, человек меньше устанет, если совещание будет назначено в удобный для него промежуток рабочего дня, если он может при необходимости отключать микрофон и видео, делать перерывы (вставать, разминаться, отвлекаться от монитора) во время звонков и между конференциями (например, прогуляться после обеда).

Кроме этого, по мнению ученых, снизить утомляемость поможет выработка стандарта видеосовещаний и обсуждение повестки собрания заранее: люди меньше напряжены и не так устают, когда знают, чего от них ожидают руководство и коллеги (стоит ли им говорить, задавать вопросы или лучше промолчать, могут ли они выключить камеру или звук или сделать перерыв).

Об исследовании: «Videoconference fatigue? Exploring changes in fatigue after videoconference meetings during COVID-19» by Andrew Bennett, Emily Campion, Kathleen Keeler, Sheila Keener. «Journal of Applied Psychology», 2021.

МАРКЕТИНГ | КРАУДФАНДИНГ КАК ЗНАК КАЧЕСТВА

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте