Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите усилить вашу харизму? Посмотрите на часы

Кристиано Гуарана , Кристофер Барнс
Фото: Ana Azevedo / Unsplash

В массмедиа харизма подается как некая особенность характера, которая человеку или свойственна, или нет. Те, кто обладает ею, часто являются вдохновляющими лидерами, всегда готовыми и способными мотивировать других. Однако такой подход упускает из виду важный физиологический факт — суточные биоритмы.

Суточный биоритм — это 24-часовой биологический цикл, влияющий на множество физиологических процессов, особенно на время сна и бодрствования. Суточным биоритмом обусловлена когнитивная функция, настроение и поведение. Мы общаемся более ясно и демонстрируем более позитивные эмоции, находясь на пиковых уровнях активности в периоды бодрствования, и менее эффективны в типичные периоды сна, даже если не спим в это время. Однако не у всех суточные биоритмы похожи: у разных людей они отличаются. Некоторые склонны рано просыпаться и рано ложиться спать. Таких людей часто называют «жаворонками». Другие поздно просыпаются и поздно ложатся спать, их называют «совами». Эти различия определяют хронотип.

Харизматичные люди демонстрируют положительные эмоции: надежду, оптимизм и энтузиазм. Лидеры, старающиеся быть харизматичными, должны контролировать демонстрацию эмоций, чтобы их энтузиазм передавался сотрудникам. Команда исследователей из Индианского и Вашингтонского университетов, куда входят и авторы этой статьи, предположила, что, когда лидеры находятся в нижних фазах своих суточных биоритмов (которые характеризуются низким уровнем активности и энергии и плохим настроением), то кажутся менее харизматичными. Мы также предположили, что, когда лидеры находятся в высших фазах своих суточных биоритмов, они кажутся более харизматичными. Таким образом, мы выдвинули гипотезу, что жаворонки более харизматичны рано утром, а не поздно вечером, а совы — поздно вечером, а не рано утром.

Мы проверили свою идею в условиях лабораторного эксперимента и описали его в своей статье для журнала Leadership Quarterly. Мы попросили группу студентов заполнить анкету, чтобы определить типичный для них цикл сна и бодрствования, то есть их хронотип (определяющий «жаворонки» они или «совы»). Затем мы отобрали 131 участника, «жаворонков» и «сов», для участия в ролевой игре, где они были лидерами коллектива студентов, выступающими на церемонии вручения дипломов. Мы случайным образом распределили их, чтобы они выступили с речью или рано утром (в 7 утра), или поздно вечером (в полночь). Затем мы попросили трех наблюдателей оценить, насколько вдохновляющими были выступления. В соответствии с нашими предположениями, хронотип и время выступления оказались важным прогностическим фактором харизмы. Выступления «жаворонков» были более вдохновляющими в 7 утра, чем в полночь, а «совы» произносили более вдохновляющие речи в полночь, а не утром.

Мы решили развить эту идею и изучить роль последователей. Восприятие последователями харизмы их лидеров отчасти обусловлено действиями лидера, но также тем, как они сами чувствуют себя в конкретный момент. Мы предположили, что ощущения последователей будут частично зависеть от их собственных суточных биоритмов. Когда последователи находятся в точках низкой энергии своих суточных биоритмов, у них портится настроение, и они будут приписывать это отсутствию харизмы у своих лидеров. Вдохновляющие речи лидеров менее эффективны, когда последователи устали и не хотят их слушать. Таким образом, мы предполагали, что последователи-»жаворонки» будут считать своих лидеров более харизматичными рано утром, а не поздно вечером, а последователи-«совы» — поздно вечером, а не рано утром.

Об авторах

Кристиано Гуарана (Cristiano Guarana) — доцент, преподаватель Школы бизнеса им. Келли при Индианском университете.

Кристофер Барнс (Christopher M. Barnes) — доцент, преподаватель менеджмента в Фостерской школе бизнеса при Вашингтонском университете. Барнс работал в Fatigue Countermeasures, филиале Исследовательской лаборатории военно-воздушных сил США, а затем получил докторскую степень в области организационного поведения в Университете штата Мичиган.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте