Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре шага к спасению мира от испорченных продуктов

Джайдип Прабху , Марк Эспозито , Ясемин Кор
PAUL GARBETT для HBR

Если даже вам приходится время от времени освобождать контейнер для фруктов и овощей в холодильнике, представьте, что творится в продуктовых магазинах. По оценке Institution of Mechanical Engineers, каждый год в мире выбрасывается от трети до половины всех пищевых продуктов. Как сообщает The Guardian, поставщики, продавцы и потребители ежегодно избавляются приблизительно от 45% всех фруктов и овощей, 35% рыбы и морепродуктов, 30% зерновых продуктов и 20% мяса и молочных продуктов.

С ростом мирового населения растет и объем пищевых отходов. По подсчетам ООН, к 2050 году население увеличится с 7,6 миллиардов до 9,8 миллиардов человек, что делает вопрос продовольственной безопасности еще более актуальным. Для производства пищи требуется вода, посевной материал, трудовые ресурсы, оборудование, топливо и удобрение. Выбрасывать лишние продукты — значит неразумно расходовать природные ресурсы. Из-за этого возрастают расходы, повышаются цены и снижается надежность цепи поставок продуктов питания.

Крупные торговые сети, такие как Kroger, Sainsbury’s, Tesco, Carrefour и Wal-Mart, занимают исключительное положение, дающее им возможность решить эту глобальную проблему. Имея прямую связь с фермерами, перерабатывающими предприятиями и потребителями, они могут влиять на каждое звено цепи поставок. Благодаря свойственной отрасли высокой концентрации (в Великобритании семь крупнейших ритейлеров контролируют 87% рынка продуктов питания) традиционные супермаркеты обладают существенной рыночной силой и способны изменить ситуацию.

Однако бизнес-модель, предполагающая большие объемы продаж при низкой марже, делает их уязвимыми к таким угрозам, как конкуренция, повышение оптовых цен и изменение потребительского спроса. Так, супердискаунтеры вроде Aldi, Lidl и Amazon еще больше снижают и без того низкую торговую наценку для крупных продуктовых ритейлеров.

Мы предлагаем четырехстороннюю стратегию сокращения количества пищевых отходов, возникающих в процессе фермерской деятельности, производства продуктов, продажи через розничные сети и потребления. Она также поможет ритейлерам справиться с трудностями, связанными с конкуренцией и стратегическим планированием, путем укрепления партнерских отношений с поставщиками и поиска новых способов понимания нужд и желаний потребителей.

1. Модернизация систем учета путем внедрения новейших технологий. Совершенствование автоматизации и новые возможности ПО сделали управление запасами более гибким и позволили распространить его на большее количество единиц учета и типов продукции. Некоторые компании в США (например, Whole Foods и Target) используют ПО, которое анализирует внутреннюю планировку их магазинов и позволяет организовывать поставки с учетом расположения товаров на полках, что дает возможность направлять их непосредственно из распределительного склада в торговый зал. Раньше ритейлеры прибегали к помощи посредников для перемещения товаров со склада в магазин. Инвестируя в новые технологии, можно сократить средства и усилия, которые тратятся на управления запасами и обработку товара, и снизить количество утилизируемых скоропортящихся продуктов. Это позволит значительно сэкономить средства и принесет выгоду — хоть и не соразмерную масштабам проблемы. В настоящее время на стадии запуска находятся несколько пилотных проектов и минимально жизнеспособных продуктов. Если их эффективность будет доказана, это привлечет огромные инвестиции в сферу технологий, связанных с системами учета.

2. Партнерские отношения с фермерами в цепи поставок. Пищевые отходы появляются еще на стадии выращивания. Ежегодно в США около 7% урожая остается в полях несобранными. Отчасти это вызвано стремлением фермеров выращивать больше, чем необходимо, чтобы застраховаться от неблагоприятных погодных условий и болезней, а также изменчивости оптовых и розничных заказов. Чем больше ритейлеров начнут работать с фермерами напрямую или требовать от своих посредников более тесного сотрудничества с фермерскими хозяйствами, тем меньше будет объем пищевых сельскохозяйственных отходов.

Систематически предоставляя доступ к своим прогнозам по спросу на ту или иную продукцию, торговые сети помогут фермерам планировать производство и не допускать избыточных посевов. Также ритейлеры могут делиться знаниями и техниками повышения производительности, что позволит фермерам повысить эффективность производства и качество продукции. Так, весной 2015 года, в период неблагоприятных погодных условий, британской сети Sainsbury’s удалось на пять недель продлить сезон ягненка, благодаря тесному взаимодействию с 822 овечьими фермами. В Sainsbury’s дождались, пока ягнята наберут вес, таким образом обеспечив потребителей ягнятиной отечественного производства и предотвратив убытки фермерских хозяйств. Кроме того, для помощи страдающим от неустойчивости цен на их продукцию молочным фермам Sainsbury’s внедрила модель ценообразования, которая учитывает реальные затраты фермеров и предусматривает вознаграждение за следование высоким стандартам содержания животных и охраны окружающей среды. Выбрав новую модель вместо рыночной модели ценообразования, сеть помогла молочным фермам сохранить свой бизнес и обеспечила непрерывные поставки молочных продуктов на будущие годы.

Такой коллаборативный подход предполагает выстраивание партнерских, а не подрядческих отношений с фермерами и инвестирование в долгосрочную устойчивость цепи поставок вместо получения максимальной прибыли от реализации продукции в краткосрочной перспективе. Сеть Marks and Spencer (M&S) также сотрудничает со своими фермерами: излишки производства не становятся отходами, а направляются нуждающимся в качестве благотворительной помощи через такие партнерские организации, как Company Shop и FareShare.

Крупные продуктовые сети могут наладить партнерство и с агротехническими предприятиями, которые стремятся помочь фермерам сократить количество отходов, повысить производительность и улучшить доступ к рынку и возможностям сбыта продукции. С помощью таких приложений, как Farming Data, владельцы мелких ферм могут получать актуальную информацию о рынке и эффективнее реализовывать свой урожай. Инвестируя в подобные инструменты, крупные ритейлеры помогают обеспечить наличие и доступность качественной пищевой продукции во всем мире.

3. Отказ от традиционных методов работы магазинов или их модификация. Некоторые традиционные подходы к розничной торговле продуктами питания способствуют увеличению объема пищевых отходов. С годами супермаркеты стали придерживаться все более строгих стандартов внешнего вида фруктов и овощей, даже небольшое несоответствие норме считается браком (например, если плод слишком короткий, длинный, маленький, большой, неправильной формы, слишком красный или недостаточно красный и т. д.). Чтобы ограничить количество пищевых отходов, продуктовые сети, среди которых Asda («дочка» Wal-Mart) и Morrisons, экспериментируют со снижением стоимости «некрасивых» овощей и фруктов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте