Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей: декабрьский выпуск

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса. 

ПРИВЫЧКИ | «ПРИДЕРЖИВАЙСЯ ПЛАНА» — НЕ ВСЕГДА ПРАВИЛЬНЫЙ СОВЕТ

Организации все чаще стремятся улучшить жизнь сотрудников — в частности, поощряют регулярные занятия спортом. И прежние исследования, и здравый смысл говорят нам, что привычки легче сформировать и сохранить в стабильных условиях — например, стараясь посещать спортзал каждый день в одно и то же время. Но новое исследование показало, что во многих случаях на результаты позитивно действует некоторая гибкость подхода.

Ученые провели полевой эксперимент с участием 2508 сотрудников компании Google, выразивших желание тренироваться более регулярно. Все они выбрали для этого в своем графике двухчасовой промежуток. Далее участников поделили на пять групп. Две группы занимались в стабильном режиме: одной в течение четырех недель платили по $3, а другой — по $7 за каждую получасовую тренировку, отработанную в пределах выбранного промежутка. Две другие группы занимались в гибком режиме: им платили аналогичные суммы за тренировку в любое время. Участникам контрольной группы не платили ничего. Все четыре поощряемых группы занимались чаще контрольной. При этом две гибкие группы, взятые вместе, ходили в зал хотя бы раз в неделю на 4 п. п. чаще, чем две стабильные. Стабильная группа, получавшая по $7 за визит, посещала занятия не чаще, чем гибкая, которой платили по $3.

Конечно, главный критерий привычки — устойчивость, поэтому исследователи отслеживали визиты участников в спортзал еще четыре недели после окончания выплат. Посещаемость упала во всех поощрявшихся группах, однако это падение в стабильной группе с выплатами по $7 оказалось на 5 п. п. больше, чем в гибкой с выплатами по $3, — хотя раньше они тренировались одинаково. Это не значит, что стабильные практики не помогают созданию привычек, — просто в одних ситуациях они эффективнее, чем в других. «Программа поощрений, требующая жесткого соблюдения распорядка, может оказаться контрпродуктивной, — предупреждают исследователи. — Рутинные поощрения редко бывают эффективнее гибких в динамичных, переменчивых рабочих средах — но могут пригодиться и породить устойчивые привычки в стабильной атмосфере, где меньше вероятность резких перемен».

Об исследовании: «Creating Exercise Habits Using Incentives: The Trade-Off Between Flexibility and Routinization» John Beshears et al. («Management Science», 2021)

ГЕНДЕР | СКРЫТЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ

Многие стартапы размещают свои изобретения на таких платформах, как Kickstarter и Indiegogo, чтобы получить фидбэк от первых заинтересовавшихся пользователей и привлечь интерес инвесторов. Но у такого подхода есть недостаток: он практически гарантирует сдвиг выборки респондентов, ведь подавляющее большинство пользователей подобных платформ — мужчины.

Ученые исследовали данные почти 6 тыс. товаров, размещенных в 2016—2018 годах на платформе Product Hunt (создана в Сан-Франциско) с 2 млн активных пользователей в месяц —примерно 90% из них составляют мужчины. Применив к описаниям продуктов машинное обучение, они выяснили степень привлекательности каждого для мужчин и для женщин. Затем подсчитали число посещений их сайтов за год после размещения (растет ли популярность продукта), посмотрели на функционал каждого сайта (как идет разработка) и изучили базы данных венчурного капитала (как она финансируется). Проекты «для женщин» за год в среднем привлекали на 45% меньше трафика, чем «для мужчин» или «для всех». Их меньше дорабатывали и хуже финансировали венчурные фирмы, они на 5 п. п. реже могли похвастаться в конце года активными пользователями (скорее всего, инвестиции в них не дали результата).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте