Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

План не имеет значения

Карл Шрамм
Фото: Ian Stuart/Alamy

В бизнес-школах учат совсем не тому, что нужно для предпринимательского успеха.

Представьте, что вы предприниматель на распутье. Вы хорошо поработали над созданием новой платформы и чувствуете, что пора вывести ее на рынок. Но венчурный капиталист из совета директоров заявляет: продукт требует еще минимум трех месяцев доработки — и даже после этого вы не получите дополнительных инвестиций, если у вас не будет четкой стратегии выхода на рынок и конкретного плана действий. Стоит ли к нему прислушаться? Чтобы выбрать оптимальный путь для конкретного стартапа, нужно обратиться к опыту подобных ему предшественников.

Эрик Рис в книге «Бизнес с нуля» объясняет: доработка продукта совместно с клиентами приведет вас к успеху скорее, чем написание бизнес-плана. Ту же мысль Стив Бланк и Боб Дорф высказывали в книге «Стартап. Настольная книга основателя»: главная задача любого стартапа — найти масштабируемую возможность, а это можно сделать только опытным путем, который невозможно заранее прописать в стратегии. Обе книги советуют предпринимателю создать «минимально жизнеспособный продукт», чтобы как можно раньше получать от клиентов обратную связь.

Джошуа Ганс, Эрин Скотт и Скотт Стерн утверждают, что следование советам Риса, Бланка и Дорфа чаще всего приводит к неверным решениям: «вслепую», без стратегической схемы для анализа вариантов легко выбрать не тот путь развития. Я с этим не согласен. Чтобы объяснить, почему, для начала напомню, с чего вообще началось изучение предпринимательства.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте