Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Всем TikTok: как приложение из Китая завоевало мир

Ребекка Фаннин
Фото: DANIEL GRIZELJ/GETTY IMAGES

Редкий стартап набирает обороты так быстро, как компания из Пекина ByteDance, разработавшая суперпопулярное приложение для создания 15-секундных видеороликов TikTok. Всего за два года TikTok скачали более 1 млрд раз. Им пользуются в 150 странах, оно локализовано на 75 языков и конкурирует с такими сервисами и приложениями, как Netflix, YouTube, Snapchat и Facebook*. В видео, снятых пользователями TikTok на смартфоны, можно увидеть все что угодно: от комедийных скетчей до песен под фонограмму и советов по стрижке собак. Разнообразный, глуповатый, быстро меняющийся контент этого приложения завоевал молодежную аудиторию по всему миру.

Поскольку TikTok не требует обширного перевода контента, оно значительно обогнало другие успешные китайские приложения, например, мессенджер WeChat компании Tencent, широко распространенный в Китае и часто используемый китайскими сообществами за границей для поддержания связей с родиной. Китайские предприниматели вроде основателя ByteDance Чжана Имина демонстрируют, что могут добиться успеха на глобальном рынке с сильными конкурентами, а не только в Китае, где «Великий китайский файрвол» регулирует работу интернета и блокирует доступ к нескольким социальных сетям, созданным в США. Двойная стратегия TikTok — с одной версией для китайского рынка и второй для остального мира — может стать примером для других компаний, производящих цифровой контент, предназначенный для глобального применения. Это относится и к китайским амбициозным стартапам, ориентированным за пределы внутреннего рынка, и к американским компаниям, наблюдающим, как их коллеги столкнулись с серьезными ограничениями при попытках проникновения на китайский рынок.

С самого начала Чжан, бывший инженер Microsoft и серийный китайский предприниматель, поставил перед собой цель создать компанию без границ. 36-летний Чжан принадлежит к новому поколению выросших в Китае технологических лидеров с глобальным видением, которых вдохновили первые успехи китайских интернет-первопроходцев конца 1990-х, таких как Робин Ли из Baidu, Джек Ма из Alibaba и Пони Ма из Tencent. ByteDance оценивается в $78 млрд и в 2018 году стал одним из 86 китайских «единорогов». Среди инвесторов компании — успешный венчурный фонд Sequoia Capital China, японский технологический конгломерат Softbank Group, частный американский инвестор KKR, китайская инвестиционная фирма Hillhouse Capital и корпоративный венчурный фонд SIG Asia. Разрабатывая платформу для цифрового контента и получая финансирование от частного капитала, ByteDance построил особые отношения с правительством Китая и ощущает его влияние не так, как государственные конгломераты. Но при выходе на международный рынок китайская ByteDance могла столкнуться с повышенным недоверием и подозрительностью, особенно в связи с вопросами безопасности, возникшими к китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei, готовящемуся к запуску высокоскоростных сетей пятого поколения по всему миру.

В августе 2012 года, через пять месяцев после основания ByteDance, Чжан выпустил первое мобильное приложение Toutiao или Today’s Headlines, персонализированную новостную ленту, формируемую с помощью искусственного интеллекта. В 2016 году Чжан расширил продуктовую линейку, представив приложение для обмена видео Douyin, рассчитанное на китайский рынок. В 2017 году он представил международный эквивалент приложения, назвав его TikTok. В том же году ByteDance заплатила, по оценкам специалистов, $900 млн за приложение Musical.ly, социальную сеть для создания видео, разработанную в Шанхае и имеющую более 200 млн пользователей по всему миру и множество подписчиков в США. Сделка позволила объединить потоковое видео под управлением ИИ и финансовые успехи от приложения TikTok с инновационным подходом и пониманием потребностей и вкусов западной публики от Musical.ly.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте