Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как стартапу спастись от технологических гигантов

Талес С. Тейшейра
Фото: Thomas Jackson/Getty Images

И стартапы, и уже зрелые компании, разрабатывая новые технологические продукты, сталкиваются с одной и той же проблемой. Если им удается создать что-то новое и многообещающее, за этим сразу начинают наблюдать такие гиганты, как Amazon, Google, Facebook* и Microsoft. У них достаточно денег, технологий, данных и кадров, чтобы скопировать и усовершенствовать все, что не защищено патентом, то есть почти любой цифровой продукт. 

Недавние случаи вновь доказали, что такое копирование — реальная, распространенная проблема, которая всерьез угрожает стартапам. Оно бывает разным. Иногда гиганты просто копируют инновационные функции. Например, в мессенджере Snapchat придумали исчезавшие через 24 часа «истории» и отлично себя чувствовали. Но вскоре «истории» появились и в продуктах Facebook*, в том числе Instagram* и WhatsApp, — и Snapchat перестали привлекать новых пользователей. Восстановить темп роста было сложно, и акции компании сильно подешевели.

В еще более вопиющих случаях гиганты копируют целые «форм-факторы» (как это называется в Кремниевой долине). Пользовательская база Slack несколько лет подряд росла со скоростью 5% в месяц (!), но вдруг этот рост резко замедлился. С чем это было связано? С запуском нового продукта-клона — Microsoft Teams. Microsoft сделали то, что они делают лучше всего: дождались признаков успеха (в данном случае ждать пришлось четыре года), скопировали идею и интегрировали полученный результат в свою экосистему.

Наконец, гиганты могут скопировать нишевый продукт. Экологичные шерстяные кроссовки Allbirds завоевали огромную популярность. В ответ Amazon сделали почти идентичную модель и начали продавать ее в два с лишним раза дешевле.

Несмотря на такое поведение хищников, из-за которого порой венчурные капиталисты уже не хотят инвестировать в стартапы, некоторым компаниям все же удается выжить после ранних стадий и стать крупными игроками на одном рынке с технологическими гигантами. Может показаться, что им просто повезло или что гиганты не захотели копировать их продукты. Но на самом деле они использовали преимущества гигантов против них самих. Этот стратегический ход выглядит парадоксально, но может защитить новые продукты от копирования.

Приведу в пример Wayfair — крупнейший интернет-магазин мебели и товаров для дома. Я описал их кейс в 2014 году: бренд Wayfair объединил более 200 нишевых сайтов. Сооснователь и CEO компании Нирадж Шах прекрасно осознавал угрозу со стороны Amazon. За прошедшие годы в Wayfair скопировали у Amazon многие полезные функции — и в Amazon тоже копировали функции у Wayfair.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте