Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стартап по науке: зачем основателям стартапа научное мышление

Альфонсо Гамбарделла , Арнальдо Камуффо , Кьяра Спина
Фото: Alex Kondratiev

Спросите любого предпринимателя, недавно основавшего стартап, чем он руководствовался в начале своего пути, и он наверняка упомянет концепцию «бережливого стартапа». Книга серийного предпринимателя и разработчика ПО Эрика Риса, изданная в 2011 году, — новая Библия для начинающих бизнесменов. Она разошлась тиражом более миллиона экземпляров и стала учебником в бизнес-школах и акселераторах.

Эрик Рис выступает за итеративный подход, но с помощью этого подхода следует улучшить в том числе и саму концепцию бережливого стартапа — и возможно, нам с коллегами удалось придумать, как именно.

Метод «бережливого стартапа» призывает стартаперов изучать проблемы и задачи клиентов, получать от них обратную связь и создавать минимальный жизнеспособный продукт (MVP), чтобы проверить спрос, — и повторять этот процесс до самого запуска и даже после него. Иными словами, нужно быстро учиться, ставить эксперименты, получать обратную связь и, если первоначальная идея окажется несостоятельной, следует от нее отказаться или изменить ее.

Мы с коллегами обнаружили: если обучить основателей научному мышлению, они будут реже застревать на неработающих идеях. Мы провели рандомизированное исследование с контрольной группой, в котором приняли участие 116 стартапов ранних стадий. Исследование показало, что предприниматели, которых учат формулировать теории, выдвигать на их основе гипотезы и строго тестировать их на специально подобранных группах потенциальных клиентов, чаще признавали свои ошибки и отказывались от неудачных проектов (до или после запуска), а также получали больше прибыли, чем предприниматели из контрольной группы.

Бережливый стартап: перезагрузка

Мы объединились с двумя стартап-школами и разработали обучающую программу на основе метода бережливого стартапа. Затем мы набрали на эту программу начинающих предпринимателей, у которых была готова только бизнес-модель или которые только начинали работать над своим проектом. Обучение было бесплатным. Наши ресурсы были ограничены, поэтому мы приняли только 116 из 164 подавших заявки предпринимателей и случайным образом распределили их между испытуемой и контрольной группой.

За следующие четыре месяца предприниматели из обеих групп по отдельности прошли одинаковую обучающую программу — пять лекций и пять коучинг-сессий с ментором. Все они научились составлять канву бизнес-моделей, проводить поведенческие интервью с покупателями, создавать минимальные жизнеспособные продукты или услуги и тестировать реакцию клиентов с помощью экспериментов или квази-экспериментальных данных.

Разница между группами заключалась в том, что испытуемую группу мы постепенно учили научному подходу. Сначала они познакомились с мышлением от первых принципов, благодаря которому смогли выделить в своих бизнес-идеях необоснованные предположения и действия вслепую, а затем — отношения между компонентами канвы бизнес-модели («ценностное предложение», «структура издержек» и т. д.) и выработали привычку оценивать модель как единое целое. Кроме того, их научили разрабатывать и проводить эксперименты и строго анализировать собранные данные. Наконец, мы подтолкнули их формулировать правила решений заранее, перед началом эксперимента или интервью. Это помогало им держаться своего курса или менять направление.

Об авторах

Альфонсо Гамбарделла (Alfonso Gambardella) — преподаватель корпоративного управления в Университете Боккони, содиректор научной лаборатории ION Management в Школе менеджмента SDA Bocconi. Изучает экономику инноваций в ее разнообразных формах — от технологического рынка до стартапов.

Арнальдо Камуффо (Arnaldo Camuffo) — профессор организации бизнеса на факультете менеджмента и технологий Университета Боккони, содиректор научной лаборатории ION Management в Школе менеджмента SDA Bocconi. Изучает, как приемы бережливого стартапа улучшают результаты крупных фирм и стартапов в ряде отраслей.

Кьяра Спина (Chiara Spina) — преподаватель программ предпринимательства в INSEAD. Изучает, как системное принятие решений и эксперименты помогают предпринимательским компаниям расти и проводить инновации.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте