Стартапы

Как найти бизнес-идею, с которой не страшен кризис

Маргарита Былинина
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Найти крутую идею, на которой можно построить устойчивый ко всем кризисам бизнес — мечта начинающего предпринимателя. В кризис не только возможно, но и нужно открывать бизнес, который, например, будет помогать людям справляться с тяжелой ситуацией, решать их проблемы.

Конечно, было бы здорово найти волшебную кнопку: нажал и готова непотопляемая и неподвластная никаким кризисам бизнес-идея. Но волшебных кнопок и готовых ответов в бизнесе не существует. И «перспективных ниш» в чистом виде тоже нет. Что лично вам даст такая информация: безумно перспективные ниши сегодня — это проекты в области больших данных и искусственного интеллекта и многие инвесторы просто жаждут вложить в такие стартапы миллионы долларов? Если у вас нет соответствующей экспертизы, то вряд ли эта информация может быть хоть чем-то вам полезна.

Вероятность успеха определяется не только готовностью рынка или набором успешных кейсов в этой нише, но и вашей экспертностью, способностью создать конкурентоспособный продукт и силой вашего интереса к идее. Многие стартаперы переоценивают значимость самой идеи бизнеса: на самом деле гораздо важнее то, как она будет реализована. Предприниматели уделяют недостаточно внимания анализу рынка, на который собираются выйти с идеей. Пропускают этап проверки идеи на жизнеспособность: пытаются сразу построить проект больше и дороже, чем нужно для теста. Итог может быть печальным — огромное количество сил и средств потрачено на то, что не будет востребовано.

С чего же начать и как обнаружить идею, на основе которой вы сможете создать сильный бизнес-проект?

Первый шаг — поиск и четкое формулирование бизнес-идеи. Ключевое слово здесь «бизнес» — результатом реализации идеи должна быть прибыль, а не только «мне нравится это делать». Чтобы задумка материализовалась, она должна быть нужна рынку, который готов «голосовать деньгами». Бизнес-идея сначала оформляется как гипотеза, которую нужно проверить.

К построению гипотезы можно идти из четырех разных отправных точек.

Точка 1. Вы решаете свою проблему или улучшаете имеющееся решение.

• «Я не нашла такой одежды, которая идеально подходила бы для работы из дома, в которой можно было бы и выйти в эфир, и сделать утреннюю практику, и провести уютный хюгге-вечер, — и решила создать ее сама».

• «Мы, родители, знаем, как важна для ребенка игра. Именно поэтому мы решили превратить простые предметы, которыми дети пользуются каждый день, в чудесную сказку».

Авторы этих слов — реальные предприниматели, которые нашли идею для бизнеса исходя из собственных проблемных мест. Подумайте, чего не хватаем вам, что осложняет вашу жизнь. Обращайте внимание на ситуации, когда вы не можете найти готового решения или существующее решение вас не устраивает.

Точка 2. Вы решаете проблему для кого-то другого.

Это отправная точка поиска для тех, кто знает или понимает какую-то проблему и может предложить ее решение. Наблюдайте, смотрите, ищите — где и на чем люди теряют деньги, время, энергию? Где неэффективно работают? В чем испытывают неудобства?

Интересно, что источником идеи в этом случае может стать любой человек — важно только уметь слушать и слышать. Например, подруга может рассказать, что не может сейчас найти курсы английского языка для своего маленького ребенка. Ей ничего не подходит. А вы возьмите и уточните, что значит «ничего не подходит»? Почему не подходит? А что она вообще ищет, как видит идеальный вариант? Подруга с удовольствием все это расскажет.

Люди любят говорить о своих проблемах. А еще — когда их внимательно слушают и интересуются ими, говорят о них. Для вас же такая информация может стать настоящим кладом — сигналом, что есть проблема, которую можно решить. Решение проблемы может оказаться гораздо шире, чем первоначальная задача. Не просто создать курс изучения языка, но построить целую школу для маленьких детей. Или создать сервис, который помогает подобрать школу, курсы или репетитора под индивидуальный запрос. Или приложение, используя которое, родитель может помочь ребенку изучать языки в форме увлекательной игры.

Эти две отправные точки схожи, поэтому и вопросы, над которыми стоит задуматься, одинаковые:

1. Как сформулировать суть проблемы?

2. Насколько распространена эта проблема? Какие люди могут испытывать такую же или схожую проблему? Какие люди максимально выиграют от того, что я решу эту проблему?

3. Какие есть варианты решения этой проблемы?

4. Что можно сделать, чтобы людям стало легче с нею справиться?

5. Что я могу сделать для решения? Кто и как мне может помочь?

Точка 3. Исходить из собственной экспертизы.

Вы можете мастерски владеть крутыми инструментами, или обладать специфическими знаниями, практикой и опытом, или быть в чем-то экспертом для многих людей. И область вашей экспертизы не обязательно должна подтверждаться вузовским дипломом. Сами по себе «корочки» не делают человека экспертом. Да, образование будет важнейшей основой для врача, юриста или психолога. Но тема, в которой вы являетесь экспертом, может лежать и за пределами «жестких» специализаций.

Вот несколько примеров от наших учеников, студентов курса «Системные продажи». 

«Переезжая на ПМЖ в другую страну, я прошла сложный путь, набила кучу шишек и получила огромный опыт. Сейчас я знаю, как это делать от А до Я. Поэтому и решила открыть собственное агентство».

«Я прошла сильный трансформационный путь, который существенно изменил мою жизнь к лучшему. Желание и готовность делиться этим, помогать другим девушкам возвращаться к своей женской природе, помогли мне найти идею для авторского курса».

Об авторе

Маргарита Былинина — маркетолог, основатель «Диджитал академии маркетинга». Прошла путь от копирайтера до основателя школы по личному брендингу.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте