Стартапы

Пираты XXI века: что общего у стартапа с бандой головорезов

Дениc Гришин
hbr.org

Золотым веком пиратства называют последнюю четверть XVII и начало XVIII веков (все известные сюжеты о пиратах из этого времени). А «золотой век» для стартаперов, как мне кажется, сейчас. Ценность денег стала выше, чем во времена, когда в Москве проходил первый TechCrunch. Тогда стартапер мог получить инвестиции и вести себя относительно безответственно — к IT-проектам относились как к хобби. Сейчас ты либо идейный и вкладываешь свои деньги, либо показываешь операционную эффективность. Шарлатаны от бизнеса исчезают, остаются профессионалы.

Но, как мне кажется, стараперы не лишились присущего им авантюризма. Молодая IT-компания – это пиратский галеон, такое сборище «головорезов» всех мастей, объединенных одной общей идеей. Ее директор запросто может учиться лидерству у пиратских капитанов, а научиться есть чему.

Наем команды

Когда губернатор Нью-Йорка в 1695 году нанял для карательной операции против тихоокеанских пиратов капитана Уильяма Кидда, тот, в свою очередь, стал нанимать к себе в команду самых отъявленных головорезов — тоже бывших пиратов. В результате Кидд не только настиг всех, за кем отправился, а потом сам стал пиратом, чтобы не возвращать огромную добычу властям. В конце концов капитана Кидда схватили и повесили, но суть в другом: с обычными матросами, он не одержал бы серию побед.

Лидеру современной быстрорастущей компании тоже нужно нанимать «пиратов» и создавать в коллективе соответствующую атмосферу. При найме сотрудников директор может присоединиться на последнем этапе собеседования, когда с претендентом уже пообщались HR-менеджер, непосредственный руководитель и руководитель из другого отдела. Профессиональные качества уже проверены, и директору нужно понять, впишется ли сотрудник в коллектив, обладает ли он нужными качествами. Уверенность в себе, а также умение предлагать решения проблем, высказывать мнение и спорить — вот качества «пирата». Если человек ими не обладает, то не сможет держать удар и заботиться о своих подчиненных (пираты известны своей взаимовыручкой, и они одними из первых, еще в конце XVII века, ввели социальное страхование — потерявший в бою глаз, ногу или руку получал деньги из «общака»).

Карьерный рост

На пиратских кораблях была жесткая иерархия. Капитан занимал каюту на верхней палубе, куда не разрешалось подниматься простым матросам. Они спали на нижней палубе — там, где можно было привязать гамак. Тем не менее, у пирата был шанс. В королевском флоте выслужиться от матроса до капитана было невозможно, а до боцмана — возможно, но через долгие годы. В пиратской команде смышленый негодяй мог очень быстро стать лидером и возглавить собственное судно.

Знаменитый пират Френсис Дрейк начинал юнгой и уже в 18 лет стал капитаном, не за выслугу лет, конечно же. В нашей команде то же самое. Одного из трейдеров, который сам изъявил желание расти, после серии коуч-сессий мы сделали продакт-менеджером. Еще один случай был с руководителем группы менеджеров по продажам. Он пришел ко мне и сказал, что смог бы работать лучше, если бы подбор команды доверили ему. Меня эта ситуация не смутила. Он получил карт-бланш и стал коммерческим директором еще одного отдела продаж, созданного специально под набранную им команду. При этом мы создали внутреннюю конкуренцию между отделами, но компания от этого только выиграла.

Мотивация

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте