Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Подрыв без подрыва: как найти удачные идеи там, где их никто не видит

Хуан Пабло Васкес Сампере

По понятным причинам люди в восторге от большинства новых цифровых технологий, будь то цифровая камера, в сравнении с которой километры фотопленки кажутся бессмысленной дороговизной, или фотоприложения для соцсетей, делающие ваш айфон удобнее любых цифровых фотоаппаратов.

Новые технологии порой настолько захватывают, что можно легко забыть: драйвер любой индустрии – новые бизнес-модели, а старые технологии все еще могут быть полезными, ели будут подкреплены толковой стратегией.

Разумеется, любой инноватор понимает, что новые технологии не всегда конвертируются в прибыль. В «Дилемме инноватора» Клейтон Кристенсен рассказывает о том, как поплатились компании, создающие по-настоящему замечательные продукты и постоянно совершенствующие их технологически. Тем самым они породили пресыщенных потребителей. История полна технологически изящных изобретений, на которых никому не суждено было заработать, потому что имевшиеся бизнес-модели или модели, в которые их пытались интегрировать, оказались несовместимыми с этими новыми идеями. Но кому нужны старые технологии?

И все же предпринимателям, собирающимся взорвать рынок, стоит приглядеться к старым технологиям, потенциал которых не раскрыт и которым требуется новая бизнес-модель или иное применение, чтобы наконец обрести ценность.

Обратимся к примеру норвежской технологической компании Piql. Она использует фоточувствительную кинопленку для конвертации цифровой информации в физические копии, которые могут храниться более пятисот лет. Такая пленка была изобретена в 1880-х и использовалась в фотографии, а позже в кинематографе. Данные записываются на пленку в виде QR-кодов с полной инструкцией. Таким образом, любой человек, которому потребуется доступ к этим данным, сможет извлечь их независимо от тех или иных технологий и их поставщиков.

Piql реагирует на взрывной спрос в сфере хранения данных. Мы стоим на пороге повсеместного использования интернета вещей, и рост объема данных достигает сорока процентов в год. В то же время технологии хранения информации меняются так быстро, что государственные организации и крупные компании рискуют потерять возможность доступа к накапливаемым данным. (Помните, что случилось с дискетами?) Каждые несколько лет решения устаревают и становятся неэффективными, поэтому необходимо производить миграцию данных на новые носители. Технологические миграции далеки от совершенства, при каждой из них часть данных неизбежно оказывается поврежденной либо безвозвратно утерянной. Эта проблема может стать, по выражению отца интернета Винтона Серфа, «Темной эрой digital». Кроме того, миграции данных очень затратны и зачастую на них уходит 60% бюджета крупных IT компаний.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте