Технологии

Куда катится мир

Денис Песков
Иллюстрация: Анастасия Полухина

Что люди будут есть, пить, смотреть и вообще как будут жить лет через пять-десять? Марк Пенн, социолог и политтехнолог, приводивший к победам мировых лидеров, собрал явления, пока не ставшие мейнстримом, но уверенно набирающие обороты в США и в мире. К его рекомендациям стоит прислушаться, ведь когда-то он привел к победе Билла Клинтона и Менахема Бегина! Избирательной кампании Клинтона, например, он указал на такой влиятельный сегмент избирателей, как «soccer mom» (матери, ставящие интересы семьи выше собственных и, в частности, тратящие уйму времени, развозя детей по спортивным секциям). Британская консервативная партия, ссылаясь на предыдущую книгу Пенна, ввела налоговую льготу для пар, живущих врозь, Всемирный экономический форум провел семинар о микротрендах. На выявленных им тенденциях зарабатывают миллионы. Последняя книга Пенна называется «Microtrends Squared: The New Small Forces Driving the Big Disruptions Today».

Рост количества не состоящих в браке взрослых уже озолотил сайты знакомств. «Холостые» меньше готовят, чаще посещают кафе и в целом больше тратят на себя. Перспектива, однако, остается неясной: старость в одиночестве всегда была одним из страхов, толкавших людей под венец. Пенн верит, что брак опять войдет в моду, и даже предлагает ввести государственное экономическое поощрение этого шага.

Одним из самых больших прорывов в сфере услуг будет улучшение качества жизни пожилых, особенно одиноких. Уже сейчас самая быстрорастущая когорта населения — люди возраста 90+, а геронтология — весьма многообещающая врачебная специальность XXI века.

Вообще старики (наряду с ВПК) — двигатели прогресса. Сейчас уже появились роботы, которые наблюдают за пожилыми, контролируя прием лекарств и проводя очередные анализы. Но дело не ограничивается роботами-няньками и компаньонами по домино. Ради комфорта пожилых улучшают тротуары и уличное освещение, увеличивают шрифты, замедляют эскалаторы.

Питание жителей стран первого мира по-прежнему подвержено моде. За последние десять лет мы видели взлеты и падения нескольких диет и гастрономических школ, из которых наиболее заметной стала победа протеинов над углеводами. Это большая удача для животноводов и рыбаков, но удар по землепашцам. Более всего от новой диеты выиграли птицефермы: потребление выросло на 300%. Рыбные и креветочные фермы тоже среди победителей, а в убытке — производители сладкой газировки (даже диетического варианта), бекона и макаронных изделий. Интересные горизонты открываются для пионеров «чистого» мяса (мускулы, выращенные отдельно от животных) и использования насекомых в качестве источника протеина (с 2015 года в США продаются энергетические батончики Chapul, сделанные из сверчков). Несколько более туманны перспективы инновационных, но одно­образных питательных смесей типа Soylent. Впрочем, и здесь зарекаться нельзя — число озабоченных своим питанием все растет, а когда к этому добавляются маркетинговые усилия, «выстрелить» может даже безглютеновая диета, которая однозначно показана совсем немногим. К сожалению, случаются и не столь безобидные перегибы — весьма опасным является тренд диетических вывертов в детском питании.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте