Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Самый успешный провал Google

Блэр Левин , Ларри Даунс
Фото: PM IMAGES/GETTY IMAGES

В 2010 году компания Google потрясла индустрию широкополосного доступа в интернет, оцениваемую в $60 млрд, объявив о планах внедрить услугу домашнего интернета на основе оптоволоконной связи, обеспечивающей соединение со скоростью до 1 Гбит/с, что в то время в 100 раз превышало среднюю скорость. Проект, названный Google Fiber, вышел на рынок интернет-доступа с намерением доказать экономическую эффективность ультраскоростного интернета. Однако, реализовав проект в шести городских агломерациях за шесть лет, в конце 2016 года компания объявила о «приостановке» его внедрения.

В рамках модели «большого взрыва» (инновации внезапно прорываются на рынки, когда те готовы к ним) Google Fiber можно рассматривать как ранний неудачный рыночный эксперимент по внедрению гигабитного доступа в интернет. Но что если в задачу компании не входил собственно подрыв, а она хотела подвигнуть к нему компании, долгое время работающие на этом рынке, что помогло бы расширению Google на смежных рынках (таких, как рынок видео) и развивающихся рынках, в том числе рынке умных домов?

Если рассматривать ситуацию под этим углом, то проект Google Fiber добился успеха. Он стимулировал компании ускорить инвестиции в собственную инфраструктуру на несколько лет. Возникли новые способы применения интернета и новые отрасли, в том числе виртуальная реальность и интернет вещей, что доказало жизнеспособность стратегии «построй его, и они придут» для услуг гигабитного интернета. В процессе местные органы власти были привлечены к переосмыслению ограничительных и неэффективных мер по контролю над строительством сетей.

Пример Google Fiber содержит ценный опыт для будущих трансформаций сетей, в частности для продолжающейся глобальной гонки по развертыванию мобильных сетей 5G. Это подходящий момент, чтобы вспомнить историю возникновения инициативы, ее достижения и уроки для инвесторов, потребителей и лидеров сообществ, стремящихся обеспечить постоянный поток частных средств на развитие инфраструктуры интернета.

В 2009 году Конгресс США поручил Федеральной комиссии по связи разработать Национальный план обеспечения широкополосного доступа в интернет (National Broadband Plan — NBP). В плане ставились амбициозные цели по расширению высокоскоростного широкополосного доступа на всей территории США в основном за счет частных инвестиций. Общая цель заключалась в том, чтобы к 2020 году обеспечить как минимум 100 млн американцам широкополосный доступ на скорости 100 Мбит/с.

Провайдеры превысили этот показатель еще в 2016 году. Но в 2009 году ни один из ведущих провайдеров не планировал масштабного обновления имеющегося оборудования. Это был настоящий прорыв по сравнению с предыдущим десятилетием, когда развитие технологий и конкуренция вели к эволюционным обновлениям, начиная с перехода от доступа по телефонной линии к широкополосному доступу по кабелю, услуге DSL, предлагаемой по аналоговой телефонной сети, первым примерам применения оптоволокна (в частности Verizon FiOS) и последним крупным обновлениям, известным как DOCSIS 3.0.

Однако к 2009 году крупнейший оператор сотовой связи Verizon сократил свои планы в отношении оптоволоконных технологий, а технология DSL отставала от развития кабельного интернета. Основные рынки мигрировали в два сегмента: премиальный, предлагающий доступ по кабелю, и бюджетный, обслуживаемый DSL.

Рынок широкополосного доступа переживал классическую «дилемму заключенного»:поставщики кабельного доступа и доступа по DSL-технологии, полагаясь на относительный мир внутри собственного рыночного сегмента, не планировали вступать в конкурентную борьбу, требующую значительных инвестиций. Распространение широкополосного интернета оказалось на грани срыва.

Google начинает «игру в гигабиты»

В ответ на запросы команды NBP Google предложила создать экспериментальную оптоволоконную систему с гигабитной скоростью для демонстрации конкурентной и экономической важности новых способов применения интернета, в том числе виртуальной реальности, интеллектуальных энергосистем, автономных автомобилей, продвинутой телемедицины, электронного правительства и дистанционного обучения, которые невозможны без инфраструктуры следующего поколения.

Не полагаясь на действующих игроков рынка или правительство, компания объявила, что самостоятельно создаст несколько экспериментальных гигабитных сетей. Ко всеобщему удивлению, на Google обрушился шквал заявок от городов, желающих попасть в программу: компания получила 1100 заявок, а не 10—50, на которые рассчитывала.

Города увидели в эксперименте значительную ценность для своих жителей. Они также понимали, что для Google были приоритетны не налоговые льготы или другие финансовые стимулы, а скорость реализации проекта, гарантии минимизировать отсрочки, связанные с согласованием, и помощь в снижении затрат на строительство. Если коротко, компания искала партнеров, а не противников.

Отобранные в итоге участники для эксперимента были готовы обеспечить административную эффективность — генеральный контракт, специальное контактное лицо в администрации города, упрощенные процедуры получения разрешений на установку оборудования на городской собственности и перекапывание улиц для прокладки оптоволокна. Эти затраты, выраженные в деньгах, времени и политических дискуссиях, были основным препятствием при внедрении сетей, и Google знала, что ее эксперимент не вызовет энтузиазма со стороны предпринимателей и конкурентов, если не будет реализован быстро.

Google никогда явно не говорила, в чем заключается реальная цель компании: стать национальным провайдером широкополосного доступа или просто стимулировать старых и новых игроков рынка инвестировать в сети следующего поколения. Ясно только то, что собственная заинтересованность Google в оптоволокне связана с убеждением, что более высокая скорость принесет более высокий доход и обеспечит поле деятельности для компаний холдинга Alphabet (новое название Google после реорганизации — прим. ред.), делая инвестиции если не прибыльными, то хотя бы оправданными. Цель стать конкурентоспособным интернет-провайдером для компании вторична.

Google начала объявлять о местах создания сетей, и давно работающие на рынке провайдеры широкополосного доступа, включая AT&T, CenturyLink, Comcast и Time Warner Cable, быстро отреагировали, пообещав снизить тарифы, увеличить скорость, обновить сети или скомбинировать перечисленное тем или иным образом. «Игра в гигабиты» началась.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте