Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Включить ИИ на полную мощность

Иллюстрация: Leonardo Ulian

Искусственный интеллект меняет бизнес — правда, не так стремительно, как многим кажется. Но ИИ действительно уже участвует в принятии всяческих решений: от сбора урожая до выдачи займов, и на наших глазах обретают плоть еще недавно казавшиеся утопичными идеи вроде полностью автоматической службы поддержки. Технологии, поддерживающие ИИ (например, платформы разработки приложений, мощности хранения и обработки данных), стремительно развиваются и дешевеют. Похоже, компаниям пора извлекать из этого тренда пользу. По нашим оценкам, в ближайшие десять лет вклад ИИ в экономику достигнет $13 трлн.

Увы, несмотря на перспективность новых технологий, многие инициативы по их использованию не достигают целей. Мы разослали анкету с вопросом о применении ИИ и передовой аналитики тысячам топ-менеджеров, и наши данные показали, что лишь 8% фирм внедрили его в базовые процессы, обеспечив тем самым большой масштаб. Большинство фирм запускают только ситуативные пилотные проекты или используют ИИ очень узко.

Почему все так медленно? По сути, компаниям не удается перестроиться. Проведя исследования и ­поработав с сотнями клиентов, мы убедились: инициативы по внедрению ИИ упираются в мощнейшие культурные и организационные барьеры. С другой стороны, нам удалось встретить лидеров, которые сразу же приняли меры по устранению этих барьеров и успешно воспользовались возможностями новейших технологий.

Переход на новые рельсы

Одно из основных заблуждений руководителей компаний — идея, будто ИИ можно просто «подключить» и начать получать прибыль. Решив реализовать пару проектов, такие лидеры вливают миллионы в инфраструктуру данных, программные инструменты, специалистов-аналитиков и разработку моделей. Часть пилотных инициатив даже дает небольшую прибыль, но затем проходят месяцы или даже годы — а масштабных выгод, ожидавшихся начальством, нет как нет. Фирме никак не удается перейти от пилотов к полноценным программам, а от отдельных задачек вроде сегментации потребительской базы к более крупным инициативам — например, оптимизации всего взаимодействия с ­клиентом.

Зачастую лидеры недопонимают условий применения ИИ. А ведь здесь нужны не только передовые технологии и таланты, но и новая культура, оргструктура и методы работы: без этого не добиться широкого освоения. Если компания не строилась изначально как цифровая, наверняка ее стиль мышления и работы отторгает ИИ.

Чтобы воспользоваться ИИ во всем его великолепии, фирме необходимо сделать три важных шага.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте