Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о конкуренции в эпоху искусственного интеллекта

Карим Лакхани , Марко Янсити
Иллюстрация: Eddie Guy

В 2019 году, спустя всего пять лет с момента основания Ant Financial Services Group, число людей, пользующихся ее сервисами, превысило миллиард. Компания, отпочковавшаяся от гиганта Alibaba, использует данные и искусственный интеллект его главной платформы мобильных платежей Alipay, чтобы управлять необычайно широким спектром направлений: от потребительского кредитования, краткосрочных инвестиций и управления частным капиталом до медицинского страхования, услуг в сфере кредитного рейтинга и даже онлайн-игры, помогающей людям уменьшать свой углеродный след. Компания об­служивает по меньшей мере в десять раз больше клиентов, чем крупнейшие банки США, имея при этом в десять раз меньше сотрудников. В 2018 году, во время последнего раунда финансирования, она оценивалась в $150 млрд — это почти половина от стоимости самой дорогой финансовой организации мира JPMorgan Chase.

В отличие от традиционных банков, инвестиционных фондов и страховых компаний, Ant Financial выстроена на цифровой основе. Ключевые этапы ее операционной деятельности обходятся без участия человека. Здесь правит искусственный интеллект. Кредиты одобряют не менеджеры, финансовые рекомендации дают не консультанты, медицинские расходы подтверждают не агенты. В отсутствие трудовых ограничений, сдерживающих традиционные фирмы, Ant Financial обретает небывалые возможности для конкуренции, роста и влияния в самых разных отраслях.

С появлением подобных фирм началась эра искусственного интеллекта. Помимо Ant Financial, в их число входят такие гиганты, как Google, Facebook*, Alibaba и Tencent, а также множество менее крупных, но стремительно развивающихся фирм, от Zebra Medical Vision и Wayfair до Indigo Ag и Ocado. Каждый раз, когда мы пользуемся услугами этих компаний, происходит одна и та же важная вещь: мы получаем ценность не от традиционных бизнес-­процессов, реализуемых рабочими, менеджерами, технологами, диспетчерами или операторами техподдержки, а от алгоритмов. Глава Microsoft Сатья Наделла называет ИИ новой «рабочей средой» компании. Конечно, над созданием искусственного интеллекта и ПО для алгоритмов по-прежнему работают инженеры и менеджеры — но дальше система генерирует ценность самостоятельно, путем цифровой автоматизации или через экосистемы сторонних поставщиков. Именно ИИ назначает цены на Amazon, рекомендует песни на Spotify, сводит покупателей и продавцов на маркетплейсе Indigo, оценивает заемщиков на Ant Financial.

Снятие привычных ограничений меняет правила конкуренции. По мере того как цифровые сети и алгоритмы проникают в саму структуру компаний, целые отрасли начинают работать по-новому, а границы между ними постепенно стираются. Изменения выходят далеко за пределы цифровых фирм: сталкиваясь с соперниками нового типа, традиционные организации тоже переходят к моделям на базе ИИ. Walmart, Fidelity, Honeywell и Comcast активно внедряют аналитику данных, алгоритмы и цифровые сети, стремясь достойно конкурировать в новой эре. Не имеет значения, руководите ли вы цифровым стартапом или модернизируете традиционное предприятие, — вам в любом случае необходимо понимать революционное значение ИИ для производства, стратегии и конкуренции.

ФАБРИКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Основу компании нового типа составляет фабрика принятия решений — мы называем ее фабрикой искусственного интеллекта. Ее ПО ежедневно проводит миллионы рекламных аукционов на Google и Baidu. Ее алгоритмы решают, какие машины будут поданы клиентам Didi, Grab, Lyft и Uber. Она назначает цены на наушники и рубашки поло на Amazon и управляет роботами-­уборщиками в магазинах Walmart. Она контролирует ботов клиентского сервиса в Fidelity и анализирует рентгеновские снимки в Zebra Medical. В каждом из этих случаев фабрика ИИ применяет научный подход к принятию решений. Аналитические алгоритмы последовательно конвертируют внутренние и внешние данные в прогнозы, знания и решения, которые, в свою очередь, направляют и автоматизируют операционные процессы.

Как ни странно, взрывному росту цифровых фирм зачастую способствуют даже не самые совершенные алгоритмы ИИ. Для достижения революционного эффекта ИИ не обязательно должен творить чудеса — действовать или мыслить подобно человеку, что обычно приписывают так называемому «сильному ИИ». Вам будет достаточно «слабого ИИ» — компьютерной системы, способной выполнять задачи, которые прежде поручались людям.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте