Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

API-экономика для всех: как преобразить нецифровой бизнес

Мэтт Макларти , Тиффани Синь Юй Ван
Иллюстрация: Cactus Creative Studio/Stocksy

Программные интерфейсы приложений, или, как их чаще всего называют, API, составляют основу бизнеса самых успешных цифровых компаний. На них ориентированы облачные предложения Amazon, рекламные функции Google ads и лайки в Facebook*. API позволяют создавать мобильные решения, связывают компании в интернете, на их использовании основаны платформенные бизнес-модели. Идея «API-экономики», описывающая механизмы создания стоимости на основе API, существует уже больше десяти лет, и многие традиционные компании справедливо видят в этом инструменте ключ к цифровой трансформации. Но не только цифровые гиганты могут им успешно пользоваться.

Мы уже живем в цифровом веке, а компании, добившиеся успеха еще до появления интернет-технологий, с трудом адаптируются к парадигме цифрового бизнеса. В этом можно было еще раз убедиться, когда возникла настоятельная необходимость в срочной цифровой трансформации в связи с пандемией COVID-19. Такие компании были выстроены в досетевой модели, и их руководство мыслит в пределах этих ранее сформулированных концепций. Для цифровой трансформации бизнеса лидерам нужно изменить мышление, тогда они смогут руководить цифровыми организациями.

CEO и соучредитель Twilio Джефф Лоусон недавно писал о том, как важно создавать необходимое программное обеспечение, и это одна из важнейших компетенций любого бизнеса. Это, разумеется, так, но в то же время, скажем, для логистической компании недостаточно вместо поставки грузов начать поставлять код. Руководители должны понять, как выстроить цифровое решение, причем, что еще важнее, именно то, которое им необходимо.

Twilio сама по себе достаточно интересный пример. Созданная после появления iPhone и App Store компания нашла золотую жилу цифровой экономики, сосредоточившись на обслуживании особой потребности — потребности разработчиков приложений в использовании услуг связи, например голосовых и текстовых сообщений, а также биллинга. С тех пор компания доросла до размеров единорога, вышла на биржу, а недавно осуществила поглощение на $3,2 млрд. Основными продуктами, которые помогли ей удовлетворить спрос и питали ее рост, стали API.

Необязательно быть технологической компанией, чтобы воспользоваться преимуществами API. Такая возможность существует в любой отрасли. Некоторые секторы экономики вынуждены работать с API в связи с требованиями регуляторов (например, здравоохранение и банковская сфера). В других (например, в телекоммуникациях) важно обеспечивать совместимость и эффективную работу продуктов. Где-то необходимость таких решений продиктована подрывными трансформациями в отрасли (розничная торговля, медиа, сфера развлечений).

Освоение API особенно пойдет на пользу небольшим и средним компаниям, которым сейчас трудно получить выход на цифровую аудиторию через перенасыщенные и жестко контролируемые сети и площадки онлайн-торговли. API дадут им возможность предлагать свои продукты и услуги на вновь формируемых платформах, разделять и перераспределять свои ключевые компетенции и передавать непрофильные функции сторонним провайдерам (например, так, как это делает сервис онлайн-заказа такси Lyft, использующий ресурсы Google Maps, Stripe, Twilio и Amazon Web Services).

Любая компания, у которой есть сайт или мобильное приложение, уже создала немалый задел, чтобы начать работать с API, но просто представить API недостаточно. В логике и действиях компаний, успешно освоивших API, можно проследить общие закономерности — «принципы API», как мы их называем. Ниже мы опишем три самых главных особенности.

Принцип разделения: распределение и перестройка коммерческих функций за счет использования API

Примерно в 2002 году Джефф Безос выпустил распоряжение, предписывающее всем продуктовым командам с момента публикации документа представлять используемые и создаваемые ими данные и функции через API. Мало того, он настаивал, чтобы команды и между собой обменивались информацией только через те же самые API. Этим крайним шагом он рассчитывал добиться автономности команд и адаптивности продукта. На закрепление потребовалось несколько лет, но это нововведение создало основу для беспрецедентного роста. В результате в Amazon деконструировали внутренние обеспечивающие службы с помощью совместимых онлайн-интерфейсов и подготовили базу для запуска своего наиболее прибыльного на сегодня направления — AWS.

Разделение программных функций на реализуемые через API бизнес-возможности — важное достижение передовых цифровых компаний. В дальнейшем эти бизнес-функции можно перекомпоновать, чтобы расширить охват или открыть новые клиентские сегменты. API помогли Netflix повсеместно наращивать свое присутствие, они же ускорили освоение Uber сегмента доставки еды. Нетехнологическим компаниям, стремящимся идти в ногу с цифровым бизнесом, тоже важно придерживаться принципа разделения, реализуемого с помощью API. Например, когда пандемия охватила Австралию, в медицинском управлении Нового Южного Уэльса за две недели смогли выстроить инфраструктуру для проведения сотен тысяч тестов и пересылки результатов. Отчасти это стало возможным благодаря уже существовавшим в организации точечным работающим с API программным решениям.

Принцип «от внешнего к внутреннему»: проектирование и разработка API с учетом требований потребителей

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте