Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как блокчейн может спасти от фейков

Амелия Леопольд , Кэтрин Харрисон
Иллюстрация: Nata Schepy

Дезинформация (то есть информация, которая намеренно вводит людей в заблуждение ради политической или финансовой выгоды) — это, конечно, не новое явление. Но, как мы могли убедиться в последний год, цифровые платформы существенно упростили распространение опасных теорий заговора, то есть заведомо ложных утверждений на самые разные темы, от пандемии и расовых волнений до лесных пожаров в Калифорнии и результатов президентских выборов. Такие посты удивительно быстро становились вирусными и получали огромный охват.

Подливает масла в огонь появление так называемых дипфейков — очень правдоподобных (но поддельных) фотографий, аудио- и видеозаписей, созданных с помощью ИИ. Дипфейки могут обойтись бизнесу в десятки миллионов долларов — и в этой цифре не заложено хуже поддающееся подсчету, но не менее важное влияние технологической дезинформации на общество в целом.

Эту проблему породили технологии. Но другие технологии, например блокчейн, могут ее решить и замедлить распространение цифровой дезинформации. Конечно, было бы наивно ожидать, что такую сложную проблему можно решить одним ударом. Но последние разработки обнадеживают: возможно, блокчейн устранит многие из рисков и глубинных источников цифровой дезинформации.

У блокчейна невероятный потенциал

В блокчейн-системах используется неизменяемый децентрализованный реестр, информация в который записывается таким образом, что ее подтверждает каждый, кто ее использует, поэтому однажды введенную информацию почти невозможно отредактировать. Одно из самых известных применений блокчейна — это управление обращением криптовалют, таких как биткоин. Но из-за децентрализованной валидации и четкости учета блокчейн может пригодиться для работы с любыми видами контента.

Одна из причин, по которым нам сегодня так сложно бороться с дипфейками и другой дезинформацией, заключается в том, что у нас пока нет правил и наработок для определения, пометки и отслеживания искаженных фактов на разных цифровых платформах, а также для реагирования на них. Но блокчейн может сделать жизненный цикл контента прозрачнее и создать механизм, который вернет доверие к нашей цифровой экосистеме. Есть три главных способа, как решения на основе блокчейна могут помочь нам разобраться с новыми видами цифровой дезинформации.

Подтверждение происхождения

Первый способ применить блокчейн для борьбы с дезинформацией — это отслеживание и подтверждение источников и другой важной информации в онлайн-изданиях. Сайт может создать блокчейн-реестр опубликованных фотографий, в котором любой пользователь сможет верифицировать подпись, место съемки, согласие на фотографирование, копирайт и другие метаданные. The New York Times изучает эту возможность в рамках своего проекта по анализу происхождения и изменения информации News Provenance Project. Издание использует блокчейн для отслеживания источников фотографий к новостям и контроля за их редактированием. Это дает пользователям больше контекста и показывает, как и когда был сделан снимок.

Компания аутентификации фотографий и видеозаписей Truepic заверяет контент в блокчейнах Bitcoin и Ethereum, чтобы подтвердить цепочку пользователей, работавших с фотографией на разных этапах, от съемки до хранения. Конечно, для разных задач нужны разные требования и разные виды метаданных. Но в целом блокчейн — это удобный механизм для верификации источника контента и его изменений на пути к конечному потребителю.

Исследователи и инженеры разрабатывают технологии дипфейков для добросовестных применений — например, для образовательных видео, кино или для интерактивного искусства. Они тоже могут использовать блокчейн, чтобы следить, кто имеет доступ к их алгоритмам, и подтверждать, что люди, которых изображает дипфейк, дали на это свое согласие. Это особенно важно для open-source-инструментов, которые доступны намного более широкому кругу пользователей, ведь чем больше пользователей, тем выше риск злоупотреблений.

Подтверждение личности и контроль за репутацией

Раньше за надежность контента отвечал, в первую очередь, издатель. Скорее всего, вы больше поверите статье The New York Times (или Harvard Business Review), а не какого-нибудь сайта, о котором впервые услышали. Но с этим связаны серьезные проблемы. Доверие к мейнстримным СМИ в Америке находится на рекордно низком уровне: согласно недавнему опросу, 69% взрослых американцев за последние 10 лет стали меньше доверять СМИ. Ситуацию еще более усугубляет тот факт, что цифровые медиа зарабатывают на рекламе, и их прибыль зависит от количества кликов — поэтому даже у самых заслуженных изданий есть стимул ориентироваться в первую очередь не на понятность и ясность, а на вовлечение аудитории. А если читатели в основном получают информацию только из заголовков репостов в социальных сетях, им становится еще сложнее отличать надежных, серьезных журналистов от пропагандистов, за которыми стоят определенные интересы.

Здесь может помочь блокчейн. Система на основе блокчейна может одновременно подтвердить личность автора и показать, насколько он заслуживает доверия, и для этого не будет нужен единый институт, которому бы доверяли все.

Например, в одной недавней статье была предложена система оценки личной репутации авторов и журналистов без привязки к изданиям, для которых они пишут. Это пример децентрализованного подхода к верификации источников, истории редактирования и других данных о цифровом контенте. Блокчейн может также отслеживать дистрибуцию контента: читатели и издатели смогут увидеть, откуда возникла дезинформация и как она распространялась по цифровой экосистеме.

Конечно, эта новая система порождает и вопросы, как и любая другая система отслеживания репутации. Кто будет задавать стандарты, формировать рейтинги и урегулировать споры? Каковы будут механизмы для этого? Более того, любая система для отслеживания и подтверждения персональной информации должна соответствовать лучшим практикам конфиденциальности и безопасности, которые отвечали бы и местным, и международным законам и нормативам. Но децентрализованная структура блокчейна сама по себе может решить многие из этих проблем — с ней нам не будет нужен единый институт, которому бы доверяли все.

Мотивация создавать качественный контент

Наконец, одна из главных сложностей распространения точной информации в современном мире заключается в том, что у авторов и издателей есть сильная мотивация увеличивать число кликов любой ценой, а это проще делать с желтым, сенсационным контентом. Возможно, вы слышали про подростков из Македонии, которые в 2016 году размещали в правых группах Facebook* статьи с дезинформацией и заработали десятки тысяч долларов на рекламе. Рекламные сети (например, Google) обещают активнее бороться с заблуждениями и дезинформацией, но они «себе сами ставят оценки» — и вряд ли у них есть стимулы перекрывать денежные потоки.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте