Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дроны выходят на работу

Крис Андерсон
Фото: ФОТО: getty images

На стройке рядом с моим офисом день начинается с привычного жужжания. Маленький черный квадрокоптер сканирует территорию, облетая ее уверенно и ровно. Гул над головой стал настолько привычным, что рабочие, заслышав его, уже не поднимают головы. Дрон — такой же неотъемлемый элемент стройплощадки, как подъемный кран. Спокойное отношение к летающему роботу, превратившемуся в обычное строительное оборудование, — свидетельство подлинной революции.

Захват реальности — оцифровка физического мира путем сканирования изнутри и снаружи, с земли и с воздуха — наконец оформился в технологию, преобразующую бизнес. В какой-то мере ее применяет Google: на картах данные со спутников, самолетов и автомобилей представлены в двух и трех измерениях. Теперь подобные карты, изначально предназначавшиеся для людей, выпускаются в гораздо более качественном разрешении: вскоре их будут использовать автомобили-беспилотники, которым для эффективной навигации по городу нужна высокая детализация. Методы создания таких моделей реального мира восходят к технологии захвата движения — к ней прибегают при создании современных видеоигр, а также мультипликационных и художественных фильмов. Обычно эта технология подразумевает воссоздание сцены перед камерой или сканером: людей собирают в просторном помещении и надевают на них костюмы с датчиками. Однако дроны упрощают ситуацию, доставляя сканеры к самой сцене. По сути, это обычные камеры (плюс интеллектуальное ПО), вращающиеся вокруг объектов и создающие фотореалистичные цифровые модели.

Сегодня коптеры работают на строительных и съемочных площадках — и это в какой-то мере поразительно. Десять лет назад технология только зарождалась. Пять лет назад она стоила огромных денег. Сейчас дрон можно купить чуть ли не в супермаркетах — и он будет выполнять работы промышленного уровня с помощью ПО, хранящегося в облаке. Запустить камеру в небо теперь очень просто, и стоит это так дешево, что коммерческая привлекательность беспилотников не вызывает сомнений. Данные, полученные ими, находят применение не только в строительной отрасли, но и в сельском хозяйстве (составление карт урожая), энергетике (мониторинг солнечных и ветряных турбин), страховании (обследование крыш), инфраструктуре (разнообразные проверки), телекоммуникациях и множестве других индустрий, связанных с физическим миром. Всем известно, что «управлять можно только тем, что можно измерить», однако измерить реальный мир, как правило, довольно сложно. Дроны значительно упрощают процесс.

«Вид сверху» востребован во многих отраслях — до сих пор его нам передавали спутники и самолеты, но дроны намного удобнее тех и других. Они получают данные с бóльшим разрешением и частотой, чем спутники (которым мешают облака, закрывающие две трети планеты); они дешевле, безопаснее и проще в эксплуатации, чем самолеты. Беспилотники могут показать «сверху» любое место и в любое время, причем с качеством лазерного сканирования — и это только начало. Если нашему столетию суж­дено распространить интернет на физический мир, то дроны придадут ему еще и третье измерение: высоту. По сути, они сами становятся «интернетом летающих вещей».

Вы можете считать коптеры игрушками или парящими камерами GoPro — это действительно львиная доля их рынка. Однако, подобно в частности смартфонам, дроны сегодня оснащаются программным обеспечением бизнес-класса и становятся серьезными платформами для сбора данных. Эти аппараты, как и смартфоны, можно «доводить» и развивать, а возможности для разработки приложений для них практически бесконечны. По законам экономики мобильных приложений через какое-то время появятся новые, неожиданные способы применения дронов — такие, о которых мы не могли и подумать, а существующие мощные приложения будут постепенно совершенствоваться.

Вы также можете считать, что дроны — транспорт для доставки грузов потребителям, ведь именно об этой функции рассказывают СМИ, описывая поразительные/пугающие картины будущего и стремясь повысить кликабельность статей. Но, по правде говоря, доставка — один из наименее привлекательных и наиболее сложных способов применения беспилотников: автономные полеты над густонаселенными районами чрезвычайно зарегулированы. В основном индустрия коптеров развивается в противоположном направлении: подальше от доставки, поближе к данным — она фокусируется на коммерческих полетах над частными территориями, где никого не смутит небольшой шум и летающие над головой роботы.

Дроны — классическая прорывная технология. Уже сегодня они делают за несколько часов то, на что у человека ушли бы дни. Они в разы снижают себестоимость получения невероятно детализированной визуальной информации. Они повышают безопасность работы, выполняя за людей рискованные задачи вроде осмотра вышек сотовой связи. При этом коптеры буквально предлагают новый взгляд на бизнес: и поля, и фабрики в равной степени выигрывают от тщательного изучения с высоты птичьего полета.

Как и любой робот, дрон может работать автономно: этому воздушному судну не нужен пилот. Согласно современному законодательству, у коптеров должны быть наземные операторы (даже если человеку нужно лишь нажать кнопку на смартфоне и пассивно наблюдать за работой аппарата). Однако, по мере того как беспилотники умнеют, регулирование начинает допускать полеты «вне зоны видимости» — там, где встроенные датчики и машинное зрение смогут давать людям намного больше информации, чем глаза. Как только разрешат полностью автономное использование, принцип «один пилот — один самолет» превратится в «один оператор — много транспортных средств» или даже «нет оператора — много транспортных средств». Тут-то и раскроется экономический потенциал дронов: когда маргинальные затраты на сканирование мира приблизятся к нулю (работать будут не люди, а роботы), мы получим гораздо больше сведений и сможем использовать их куда эффективнее. Наблюдение за Землей будет «демократизировано»: дроны станут полноправной альтернативой спутникам — дешевой и с высоким разрешением. Вид сверху будет доступен в любое время и в любом месте.

Эра беспилотников вот-вот наступит, так что пора задуматься о подходящей стратегии. Давайте посмотрим, что уже происходит и что еще произойдет в этой сфере. Для начала вернемся к строительству — именно там особенно нужны дроны.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте