Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как автоматизация изменит доходы бизнеса и зарплаты сотрудников

Эшли Нунес

Пандемия COVID-19 ускорила распространение новых технологий. Автоматизация приходит к нам в самых разных формах — от бесконтактных касс до дронов-сварщиков и роботов для нарезания салатов — и не просто влияет на нашу жизнь, а фундаментально меняет все ее аспекты. Потребителям это скорее нравится: если отказаться от человеческого фактора в пользу механизмов и программ, обслуживание станет быстрее, дешевле и лучше.

Но чего следует ждать работникам, которые предоставляли эти услуги раньше? Могут ли они тоже выиграть от технологического прогресса? И если да, то каким образом?

Влияние технологий на рынок труда часто рассматривают с точки зрения создания и разрушения рабочих мест. Почти все экономисты исследуют технологии именно в этом ракурсе. Если технологии заменяют людей, рабочие места сокращаются. Если технологии приводят к появлению (или восстановлению) работы, рабочие места создаются. По оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году технологии создадут как минимум на 12 млн рабочих мест больше, чем разрушат. Иными словами, в долгосрочной перспективе автоматизация полезна для общества.

Сторонники технологий много говорят об этой пользе. Рассмотрим, к примеру, случай дочерней компании Google Waymo — стартапа, который разрабатывает беспилотные такси. В последние годы фирменные белые минивэны Waymo, оснащенные датчиками, все чаще встречаются в американских пригородах. Но возникает вопрос о потере рабочих мест: чем займутся люди, которые без беспилотников Waymo трудились бы таксистами (или водителями Uber и Lyft)? Компания отвечает, что они смогут устроиться на рабочие места, созданные новой технологией: стать техниками автономных машин, операторами поддержки клиентов или программистами. «Мы можем стать полезны в качестве компании, которая создает рабочие места», — отметил один из топ-менеджеров Waymo.

Но создание рабочих мест — это еще не все: не менее важно, сколько за них будут платить. Как технологический прогресс влияет на зарплаты? Растут ли они или падают?

Иногда роботы приводят к повышению зарплат

Согласно классической экономической теории, зарплата зависит от спроса и предложения. Если какая-то работа требует специальных навыков, за нее будут платить больше, потому что предложение окажется меньше. Кроме того, зарплаты растут, когда на рынке труда вообще мало работников. Поэтому пилоты получают больше, чем слесари, а химики — больше, чем кассиры: от пилотов требуются более сложные навыки, чем от слесарей, а химиков просто намного меньше, чем кассиров (в том числе из-за дороговизны и сложности образования).

Покойный Алан Крюгер в своих работах показал, как автоматизация может повышать зарплаты. Он обнаружил, что люди с хорошими навыками работы за компьютером — то есть чей функционал связан с автоматизацией — получают на 10—15% больше, чем люди без навыков компьютерной грамотности. По оценке историка экономики Джеймса Бессена, за последние 200 лет зарплаты увеличились в 10 раз. Бессен объясняет рост вознаграждений простых работников новыми технологиями. Это очень приятная версия, но, к сожалению, ее нельзя назвать полной.

Роботы могут не только повышать, но и понижать зарплату. Дарон Аджемоглу и Паскуаль Рестрепо недавно показали: сотрудники, уволенные из-за автоматизации, вынуждены соревноваться за все оставшиеся места со всеми остальными работниками. Так, клеркам, уволенным из-за автоматизации, приходится бороться за рабочие места в секторах, не затронутых автоматизацией — например, идти в продавцы. Клерки и старые продавцы конкурируют друг с другом за одни и те же вакансии, что приводит к падению зарплат.

Однако и это не полностью описывает влияние автоматизации на зарплаты. Сектор транспорта (который мы с коллегами изучаем особенно тщательно) показывает, как еще технологии могут приводить к снижению зарплат. На заре эпохи коммерческой авиации минимальная зарплата пилота составляла $2 тыс. в год (на сегодняшние деньги — $30 тыс.). Но те, кто был готов летать по ночам, могли зарабатывать $2400—$2800. Ночные полеты считались более опасными и требовали особых навыков и редкого склада характера, поэтому авиакомпании были готовы за них доплачивать.

Со временем технологии становились все лучше, развивалось диспетчерство, двигатели становились надежнее, а приборы в кабинах пилотов точнее, и постепенно риск, связанный с ночными полетами, исчез. Соответственно, исчезла и необходимость в особых навыках и характерах, а с ней и надбавка за ночные полеты: сегодня летчики получают за них столько же, сколько и за дневные. Кроме того, им перестали доплачивать за полеты над сложными ландшафтами (например, над горами).

Об авторе

Эшли Нунес (Ashley Nunes) — старший научный сотрудник Гарвардской школы права, ранее занимал должность научного сотрудника MIT.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте