Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как выбрать подходящий проект для автоматизации

Бхаскар Гош , Гаятри Паллайл , Раджендра Прасад
Иллюстрация: MirageC/Getty Images

Каждый раз, когда возникает новая волна технологий, перед менеджерами встает один и тот же вопрос: где начать использовать их в первую очередь? Стоит ли взяться за самое очевидное, что даст быстрый результат и обеспечит обоснование для более амбициозных проектов? Или следует мыслить стратегически и безотлагательно начать применять их в области, в которой можно упрочить конкурентное преимущество?

Прямо сейчас, с появлением революционных технологий для автоматизации интеллектуального труда (в частности, технологии искусственного интеллекта), мы видим, как на высшем уровне организаций команды управленцев бьются над этими вопросами. Интеллектуальная автоматизация (к этому понятию относится роботизированная автоматизация процессов, машинное обучение и искусственный интеллект в организациях) позволяет обнаруживать закономерности и беспрецедентно повышать скорость и точность различных бизнес-процессов, требующих расшифровки информации, — от ответов на вопросы клиентов до выполнения регулирующих требований по выявлению мошенничества и кибератак. Это может пригодиться для самых разных направлений деятельности современных организаций, и думать о том, с чего начать и как действовать дальше, нужно по-другому, не так, как в случае с остальными технологиями. Старые ответы здесь неприменимы.

Инструменты интеллектуальной автоматизации могут существенно и в самых разных областях повысить производительность организации. В одной из известных нам компаний создали команду, которой было поручено проанализировать все направления работы, найти те области, где люди тратят время на выполнение повторяющихся задач по обработке информации, и выбрать то, что можно было бы автоматизировать. Список включал в себя сотни вещей, которые могла сделать умная машина, чтобы помочь воплотить творческие идеи работников, повысить скорость и точность принятия решений и улучшить качество обслуживания клиентов.

Есть и сильные конкурентные стимулы: компании видят перспективы и инвестируют в инструменты автоматизации с огромной скоростью — согласно данным компании Gartner, интеллектуальная автоматизация является самой быстрорастущей областью технологических инвестиций предприятий. Пандемия дала инструментам автоматизации гигантский толчок, так как фирмам внезапно пришлось искать новые пути осуществления процессов, критичных для выполнения их миссии.

Скоро, вероятно, и в вашей организации для самых разных задач будут применяться инструменты интеллектуальной автоматизации — может быть, для этого появятся новые возможности или возникнет такая необходимость ввиду роста конкуренции. С чего же следует начать?

Вместо того чтобы ставить перед собой цель быстро добиться результатов (что не будет иметь значительных последствий) или найти стратегические практические приложения (что требует навыков и опыта, которых у вас еще нет), задумывайтесь о том, как ваши первые шаги будут способствовать развитию компетенций в организации. Необходимо установить порядок проектов, которые вы будете реализовывать, — важно понимать, что их будут сотни, — и с помощью первых подготовить специалистов в области ИИ и создать соответствующую инфраструктуру для следующих проектов.

Наметьте, куда хотите прийти

Развитие компетенций организации — под тот класс проблем, с которыми она будет постоянно сталкиваться в будущем, — это задача, уже, возможно, возникавшая у вас в других сферах. В областях от формулирования стратегии до управления проектами команды признают, что могут и должны совершенствоваться и учиться на собственном опыте. И поскольку существуют основы, которые необходимо освоить, прежде чем переходить к компетенциям более высокого порядка (прежде чем начать бегать, нужно научиться ходить), команды часто ориентируются на так называемые модели зрелости, описанные специалистами, наблюдавшими за тем, как тот же путь прежде проходили другие. Учитывая, что вашим сотрудникам придется снова и снова сталкиваться с проблемой реализации решений интеллектуальной автоматизации, такой подход имеет смысл. Но какой будет лучшая последовательность шагов для вашей организации, решать вам.

Для планирования процесса необходимо наметить, как ваша команда или организация будет действовать, чтобы от уровня новичка дорасти до уровня эксперта.

Об авторах

Бхаскар Гош (Bhaskar Ghosh) — директор по стратегии консалтинговой компании Accenture и член глобального управляющего комитета компании, соавтор книги «The Automation Advantage: Embrace the Future of Productivity and Improve Speed, Quality, and Customer Experience Through AI» (McGraw Hill, 2021).

Гаятри Паллайл (Gayathri Pallail) — управляющий директор консалтинговой компании Accenture, занимается вопросами стратегии и внедрения автоматизации в компании, участвовала в реализации решений более чем в 500 клиентских организациях в различных отраслях и секторах. Соавтор книги «The Automation Advantage» (McGraw Hill, 2021).

Раджендра Прасад (Rajendra Prasad) — глава глобального подразделения автоматизации консалтинговой компании Accenture, имеет множество патентов, участвовал в создании платформы интеллектуальной автоматизации на основе ИИ, используемой компанией в работе с клиентами. Соавтор книги «The Automation Advantage» (McGraw Hill, 2021).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте