Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Золотая музыка блокчейна

Имоджен Хип

Я музыкант и стремлюсь популяризировать свои композиции в коллаборации с другими исполнителями. Однако не так давно все видео одного художника, занимающегося видеоартом, были удалены с платформы Vimeo за использование 30-секундного отрывка из одной моей композиции. У компании звукозаписи, владеющей эксклюзивной лицензией на нее, скорее всего, был робот, который следит за соблюдением авторских прав и автоматически блокирует любой нарушающий их контент. Я слышала, что художнику все же удалось восстановить учетную запись после недель нервотрепки и переговоров. Конечно, мне не хотелось бы впредь допускать подобных ситуаций, однако для этого необходимо упростить процесс выдачи лицензии тем, кто желает воспользоваться моей музыкой. И здесь очень кстати пришелся бы блокчейн, с помощью которого можно было бы предоставлять права на ее использование и осуществлять платежи.

Самый больной вопрос для представителей музыкальной индустрии — авторов песен, продюсеров и музыкантов — таков: публикуя свои работы, они далеко не всегда могут рассчитывать на вознаграждение. Им практически ничего неизвестно о порядке расчета лицензионных отчислений, кроме того, у них нет доступа к ценным совокупным данным о том, как и где люди слушают их музыку. Однако сегодня все больше исполнителей разными способами пытаются отстоять свое право на прозрачность и справедливость в этом вопросе, достаточно вспомнить недавнее судебное разбирательство Пола Маккартни и Sony, проигранный иск Duran Duran к Sony/ATV, а также скандал, связанный с Тейлор Свифт и Spotify.; Именно на фоне подобных событий и возникла заманчивая идея о том, что блокчейн сможет расчистить «авгиевы конюшни» музыкальной отрасли.

Сейчас одна из наиболее насущных проблем заключается в отсутствии проверенного международного реестра музыкантов и их работ. За последние годы на попытки его создания были потрачены миллионы долларов — в основном из бюджетов организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Эти агентства (например, ASCAP, PRS, PPL и SOCAN), действующие от имени правообладателей, следят, чтобы авторам песен, издателям, исполнителям и компаниям звукозаписи выплачивалось вознаграждение за использование их музыки. Если судить по коллективному иску на $150 млн, ответчиком по которому выступает Spotify, вопрос сегодня стоит действительно остро. Межорганизационное сотрудничество, обеспеченное блокчейном в секторе финансовых технологий, должно побудить эти коллективные авторские общества воспользоваться им для создания открытого (или частично открытого) международного реестра. В противном случае эти организации могут утратить свою актуальность. Таким образом можно было бы упорядочить колоссальные объемы новой музыки, которая ежедневно появляется в сети. С помощью такого реестра музыканты напрямую загружали бы новые работы и метаданные через проверенные с помощью блокчейна профили.

В перспективе блокчейн мог бы обеспечивать более быстрый и беспрепятственный доступ к музыке всем, кто ее пишет и взаимодействует с ней. Например, при прослушивании песни будет автоматически заключаться соглашение между всеми лицами, отвечающими за выпуск песни, включая тех, кто хочет воспользоваться ей в личных или коммерческих целях, будь то любитель музыки, поставщик цифровых услуг (например, Spotify или iTunes), радиостанция или сотрудник кинопроизводства.

Где бы могла пустить корни эта новая музыкальная экосистема? Одна из идей — создание долгожданного общего домена верхнего уровня .music, который, как ожидается, скоро введут в действие. Впрочем, ICANN, некоммерческая организация, занимающаяся распределением интернет-доменов, а также их управлением, пока не приняла решение о его судьбе и контроле над ним. На данный момент права на него заявило музыкальное сообщество DotMusic. Однако стоит ему потерпеть неудачу, и .music рискует достаться самому щедрому участнику аукциона за доменное имя, на которое среди прочих претендуют Google и Amazon. Если победитель аукциона поступит правильно и передаст индивидуальные URL-адреса в домене .music проверенным музыкантам (например, Полу Маккартни достанется paulmccartney.music, а Тейлор Свифт — taylorswift.music) вместо того, чтобы использовать их как витрину собственного магазина, подключение к ним готового к коммерческому использованию музыкального реестра на основе блокчейна было бы вполне оправданным шагом. Он открыл бы владельцам таких URL-адресов новые горизонты для бизнеса и творчества.

С помощью блокчейна можно было бы также хранить информацию о музыканте и/или ссылку на его онлайн-профиль (или «творческий паспорт», как я предпочитаю его называть): актуальную биографию, расписание гастролей, фото для прессы, важную информацию для социальных сетей, например, об исполнителях, получающих от музыканта поддержку, благотворительных акциях, в которых он участвует, организациях или компаниях, имеющих к нему какое-либо отношение. Эту информацию затем можно было бы обновлять и предоставлять всем, кто ищет подобные сведения (людям или компьютерам). На уровне песни, например, michaeljackson.music/maninthemirror, блокчейн позволил бы как минимум делиться сведениями обо всех лицах, участвовавших в ее создании, включая помимо прочего метаданные, касающиеся таких подробностей, как оборудование, на котором она была написана, место и время записи, авторские права и даже информацию о том, что послужило вдохновением для ее создания. Все это напоминает расширенную аннотацию к композиции. Подобный подход дал бы толчок развитию новых приложений и сервисов на основе таких массивов данных и открыл бы всем заинтересованным сторонам новые источники дохода.

Эта идея осенила меня несколько лет назад, когда я узнала об Ethereum — общедоступной распределенной компьютерной блокчейн-платформе, функционал которой базируется на так называемых «умных контрактах». Вскоре после знакомства с Ethereum я придумала музыкальную экосистему под названием Mycelia, воспользовавшись своим следующим релизом — песней Tiny Human — для дальнейшего изучения потенциала блокчейна. Все началось с публикации разнообразных сведений об этом треке на моем сайте, чтобы все желающие могли поэкспериментировать с ним, а фанаты — послушать. Затем ко мне присоединился Фил Бэрри, основатель платформы Ujo Music, в результате чего Tiny Human

стала первой в мире песней, вознаграждение за которую автоматически распределялось с помощью умного контракта между всеми лицами, участвовавшими в ее создании и записи. Контракт был предельно простым, без каких-либо условий лицензирования, да и денег по нему удалось заработать совсем не много, отчасти потому что для приобретения трека необходимо было иметь кошелек, наполненный так называемым «эфиром» (криптовалютой, используемой на платформе Ethereum). Из-за этого не всем желающим удалось совершить покупку. Тем не менее, это был первый шаг, который вселил немалый энтузиазм в тех, кто вовлечен в музыкальный бизнес и интересуется блокчейном.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте