Технологии

«Я хочу, чтобы роботы стали живыми машинами с эмоциями и желаниями»

Анастасия Миткевич
Mikhail (Vokabre) Shcherbakov

На этой неделе исполнилось 54 года Хироси Исигуро, одному из самых известных робототехников мира, директору лаборатории Intelligent Robotics при университете Осаки и участнику рейтинга самых одаренных людей планеты. Исигуро специализируется на создании человекоподобных машин и получил мировую известность после выпуска серии роботов «Геминоид». Несколько из них — точные копии Исигуро, читающие за него лекции в университете. Человекоподобные андроиды лаборатории Intelligent Robotics уже используются в рекламе, театральных постановках, образовательных проектах и совсем скоро, по словам ученого, будут применяться в самых разных сферах повседневной жизни человека. По просьбе «HBR — Россия» Исигуро рассказал о будущем робототехники, эмоциях машин и страхах человечества.

О создании собственной копии. Идея создать человекоподобного робота появилась, когда я понял, что настолько занят, что мне надо быть в нескольких местах одновременно, и было бы удобно, например, отправить робота читать лекцию вместо себя. Сейчас есть три моих копии, две из них выполнены в полный рост, еще одна — говорящая копия моей головы.

О роботах в повседневной жизни. В будущем мы сможем использовать роботов в нашей повседневной жизни. Для Японии это довольно актуально, поскольку в стране существуют большие проблемы с демографией и в ближайшие 50 лет население сократится примерно наполовину. Роботы будут необходимы для того, чтобы ухаживать за пожилым населением и поддерживать такой же высокий уровень жизни, как сейчас.

О способностях роботов. Наши роботы могут делать довольно много: быть официантами и гидами, работать на стойке регистрации в отеле, преподавать, играть в театре. К примеру, робот-переводчик, который связан с интернетом, может переводить более чем на 30 языков. На такое не способен ни один человек. Мои роботы уже используются на телевидении и в нескольких университетах, но все-таки пока рынок их применения еще мал.

О разных подходах роботов-преподавателей. Наши роботы могут учить не только студентов, но и детей. Для них могут быть созданы специальные подвижные роботы, с которыми им будет весело и интересно. В университетах могли бы преподавать умные и спокойные роботы, а с детьми играть подвижные и веселые. На мой взгляд, андроиды могут быть лучше обычных преподавателей, особенно если дело касается детей-аутистов. Таким детям сложно общаться с людьми, и роботы могут помочь им в развитии.

О роботах, помогающих учить английский. Сейчас в Японии остро стоит вопрос изучения английского языка среди взрослых. Мы работаем над проектом, в котором сравниваем эффективность обычных учителей английского с учителями-роботами, и пришли к выводу, что обучение иностранному языку с помощью робота более продуктивно. На чужом для них языке люди охотнее говорят с роботом, а не с обычным учителем: они меньше стесняются его. Особенно важно то, что роботы-учителя не будут допускать никаких ошибок и смогут работать хоть 24 часа в сутки.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте