Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Полюбить ИИ

Брэд Пауэр
TYLER GARRISON/GETTY IMAGES

Менеджер по цифровому маркетингу Дэвид Мейстер был в бешенстве. Он с удивлением и раздражением обнаружил, что его компания начала пользоваться новой системой маркетинга на основе искусственного интеллекта. Эта система занималась большей частью задач, которые Мейстер считал своими: решала, где размещать рекламу, на какие категории клиентов ориентироваться и сколько тратить. А когда Мейстер обнаружил, что система покупала рекламу, рассчитанную на аудиторию, не соответствующую типичному профилю клиента его компании, он ворвался в кабинет своего начальника и заорал: «Я не хочу, чтобы мужчины и женщины старше 55 лет покупали наш продукт! Это не наша аудитория!»

Мейстер потребовал, чтобы разработчик системы внес в нее изменения, позволяющие игнорировать рекомендации искусственного интеллекта относительно затрат на каждый вид размещения рекламы и категорий целевой аудитории. Разработчик тут же предоставил ему требуемое. Тем не менее, получив последнее слово в вопросах распределения бюджета и закупки рекламы, Мейстер осознал, что принимаемые им решения приводят к ухудшению результатов. Например, несмотря на сложившееся убеждение, что основные клиенты компании — молодежь, выяснилось, что мужчины и женщины старше 55 покупали подарки своим детям, племянницам и внукам, что делало их весьма выгодной категорией потребителей.

Мейстер вернул контроль за принятием решений системе — и результаты улучшились. В последующие несколько недель он начал понимать, с чем она справлялась отлично и что он сам может сделать, чтобы повысить эффективность работы искусственного интеллекта. Мейстер делегировал системе принятие решений по распределению средств и формированию профиля целевой аудитории. Сам же он сконцентрировался на разработке параметров более стратегического характера, например, агрессивности ведения кампании или лимитах расходования бюджета, а также тестировании различных подходов к реализации стратегии. На протяжении 2017 года результаты продолжали улучшаться. Система развивалась и становилась умнее, а Мейстер учился совершенствовать стратегию бренда на основе данных, предоставленных искусственным интеллектом. За первые три месяца использования системы был зафиксирован рост количества покупок продукции бренда через платные цифровые каналы на 75%, цена покупки возросла на 77%, показатели окупаемости расходов на рекламу — на 76%. Кроме того, удалось добиться существенного снижения стоимости приобретения рекламы.

Имена действующих лиц этой истории были измены, но мораль ясна. Если вы предоставляете вашим сотрудникам контроль над системами искусственного интеллекта, чтобы сохранить их заинтересованность в работе, и позволяете им проанализировать, в какой сфере ИИ функционирует наиболее эффективно, вы можете максимально эффективно использовать преимущества как людей, так и машин.

К сожалению, компании не смогут в полной мере воспользоваться огромным потенциалом искусственного интеллекта, если сотрудники не будут доверять основанным на ИИ инструментам в достаточной степени, чтобы делегировать им выполнение части своих обязанностей. Проблема низкого уровня внедрения систем на основе ИИ, становится все важнее по мере того, как фирмы из самых разных отраслей наблюдают за успешными случаями применения ИИ и осознают, что подобные инструменты можно использовать для многих процессов и задач, предусматривающих работу с большим объемом данных. Привлекательность перехода к новым инструментам, распространяемым по модели ИИ as service (по аналогии с soft as a service прим. ред.), особенно возрастает благодаря тому, что технологии ИИ — когда-то доступные лишь корпорациям вроде Google, Amazon, Microsoft и IBM — дешевеют. Ими могут воспользоваться даже небольшие компании.

В сопротивлении революционным переменам, ставшим возможным благодаря развитию технологий, нет ничего удивительного. Многие люди сопротивляются внедрению систем искусственного интеллекта из-за хайпа вокруг них, отсутствия ясности относительно принципов его функционирования, опасения потерять контроль над своей работой, привычные способы выполнения которой стремительно устаревают.

Ниже приведены три истории о том, как люди сопротивлялись инициативам по внедрению основанных на искусственном интеллекте инструментов, и причины произошедшего.

Потеря контроля. Один из ритейлеров начал использовать инструменты рекламной оптимизации на своем сайте. Отдел маркетинга мог разместить несколько баннеров или информационных сообщений на наиболее заметных местах на сайте. Система, собрав данные, могла установить, какое из рекламных сообщений вызвало наибольший отклик со стороны посетителей сайта и предложить именно его новым посетителям. Однако отделу маркетинга не нравилась идея отдавать контроль искусственному интеллекту. Сотрудники компании часто вмешивались в работу ИИ, чтобы разместить сообщение, которое казалось им более эффективным, и тем самым понижали ценность системы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте