Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какими будут заводы будущего

Джим Шмидт , Рон Харбор
Фото: CSA IMAGES/MOD ART COLLECTION/GETTY IMAGES

Когда люди представляют себе завод будущего, первое слово, которое приходит им на ум, — автоматизация. Они вспоминают о заводах «без света», где работают только роботы и машины, которым не нужен свет. О них еще в 1982 году мечтал генеральный директор General Motors Роджер Смит и говорит сегодня Илон Маск.

Несомненно, автопром будет активно развивать решения по автоматизации, чтобы снизить себестоимость производства автомобилей. Но в реальности ни один прорыв, связанный со снижением затрат и повышением эффективности, не будет возможен исключительно за счет автоматизации, так как большинство задач, которые можно автоматизировать на заводе, уже решены.

Когда появится настоящий завод будущего, на вид он не будет отличаться от существующих, поскольку используемые сегодня процессы уже автоматизированы. Он будет отличаться тем, что мы изобретем совершенно новые процессы и схемы создания автомобилей, которые потребуют совершенно новых методов производства.

Возьмем покрасочный цех. Сегодня на большинстве развитых рынков его работа автоматизирована на 90%, однако покраска по-прежнему остается одной из самых дорогостоящих операций, и этот цех занимает значительную площадь производства. Роботы производят большую часть работ вместо людей: наносят антикоррозийное покрытие, герметик, грунтовку, краску и лак, чтобы получить глянцевую поверхность, которая так нравится нам в автомобилях. Но сам процесс не отличается от того, как красили автомобили 30 лет назад. Например, на заводе BMW в Спартанбурге (Южная Каролина) процесс покраски машины занимает 12 часов, в нем участвует более 100 роботов, и автомобиль проходит по конвейеру покрасочного цеха более 6 км.

Очевидно, что должен быть лучший способ красить автомобили, но для повышения эффективности этой операции и снижения затрат необходимо разработать новый процесс. Может быть, это будет экспериментальный подход, включающий нанесение единого слоя и последующий обжиг, как для гончарных изделий. Сейчас этот метод тестируется в исследовательских лабораториях. Или, возможно, кузов автомобиля будет печататься на 3D-принтерах в выбранном покупателем цвете, что полностью исключит необходимость традиционного покрасочного и кузовного цеха. В любом случае, чтобы заметно снизить себестоимость автомобиля, просто добавить еще несколько роботов недостаточно.

Сегодня две трети работников автоматизированных предприятий заняты в сборочных цехах. Автоматизировать эту часть производства оказалось сложнее из-за кастомизации и сложности сегодняшних автомобилей, требующих гибкости в принятии решений и действиях, которую могут обеспечить только люди. Большинство заводов производит несколько моделей автомобилей одновременно, и состав моделей часто меняется в зависимости от спроса. Перепрограммировать роботов и машины в соответствии с ежедневными изменениями производственного плана дорого и едва ли возможно.

Кроме того, на сборочной линии есть операции, с которыми люди справляются лучше — например, установка и подключение разнообразных проводов, которые можно назвать нервной системой автомобиля. Учитывая, что в будущем рынок, как ожидается, будет состоять из электрических и автономных автомобилей, электрооборудование должно будет быстро и бесперебойно передавать больше данных, чем сегодняшние машины. Следовательно, электрика будет состоять из большего числа проводов и разъемов. Для автоматизации операции по установке электрооборудования также потребуется новый процесс (возможно, вообще без использования проводов, но с применением электронных модулей или соединением через облачную систему).

Для сборки электромобилей также понадобится разработать новый процесс, так как она включает сравнительно несложную установку комплекта батарей и электродвигателя. Простые задачи лучше оставить роботам, но с несколькими этапами сборки они не справятся. Прорыв будет завершен не с автоматизацией старого процесса, а с разработкой нового — в данном случае с электрификацией автомобиля.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте