Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Управление поставками. Перезагрузка

Аллан Лайал , Пьер Мерсье , Стефан Гштеттнер
Фото: ALISTAIR BERG/GETTY IMAGES

Цепь поставок занимает центральное место в деятельности компании. Для принятия лучших решений управленцам нужен доступ к данным о цепи поставок в режиме реального времени, но устаревшие технологии могут препятствовать ее прозрачности на всех этапах. Однако скоро все может измениться. Цифровые технологии, которые способны полностью взять на себя управление цепями поставок, разрушают привычные методы работы. Возможно, через 5–10 лет появится отлаженная, саморегулирующаяся система, обеспечивающая оптимальное исполнение всех рабочих процессов и требующая минимального вмешательства человека.

С помощью цифровых технологий компании могут собирать, анализировать, интегрировать, без труда получать и интерпретировать высококачественные актуальные данные, лежащие в основе процессов автоматизации, прогнозной аналитики, искусственного интеллекта, роботизации — инноваций, которые придут на смену традиционному управлению цепями поставок.

Ведущие компании уже занялись изучением возможностей. Многие начали использовать роботизацию и искусственный интеллект для цифровизации и автоматизации трудоемких и повторяющихся задач и процессов, таких как закупка, выставление счетов, расчет задолженности, а также частично для работы с клиентами. Предсказательная аналитика помогает точнее прогнозировать спрос, благодаря чему компании могут управлять волатильностью, повысить эффективность использования активов и обеспечить удобство для клиентов по оптимальной цене.

Показания датчиков об эксплуатации и обслуживании машин помогают производителям делать более точные предположения о возможных сроках поломки, что позволяет сократить время простоя. Блокчейн запустил революцию во взаимодействии участников гибких цепей поставок. Роботы повышают продуктивность и рентабельность складов и центров исполнения заказов. Дроны-курьеры и беспилотные автомобили для доставки уже перестали быть фантазией. Международная горно-металлургическая компания Rio Tinto исследует способы применения цифровых технологий для автоматизации всех процессов от добычи до доставки в порт. Беспилотные поезда, операторы-роботы, камеры, лазеры и датчики слежения помогут компании управлять цепью поставок дистанционно и в то же время повысить безопасность и снизить потребность в работниках в удаленных местах.

«Цифровой центр управления» — ключевая концепция, которую осваивают компании. Это виртуальный центр принятия решений, дающий актуальную и полную информацию о глобальных цепях поставок. Для некоторых ведущих розничных компаний такие центры управления стали чем-то вроде мозга, регулирующего их деятельность. Как правило, такой центр представляет собой рабочий кабинет команды по анализу данных, которая круглосуточно следит за происходящим на множестве экранов высокой четкости. На них отображается поступающая в реальном времени информация и трехмерные изображения для каждого звена цепи поставок (от заказа до доставки). Визуальные сигналы заранее предупреждают о нехватке товара или возможных трудностях, так что сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, могут скорректировать действия прежде, чем потенциальные проблемы станут реальными. Передача данных в реальном времени, безусловная точность, абсолютная нацеленность на клиента, выверенные процессы и аналитический стиль руководства лежат в основе работы цифрового центра управления.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте