Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Семь навыков, которые сделают вас незаменимыми в эпоху автоматизации

Адам Гатстейн , Джон Свиокла
Фото: Frank Wang / Unsplash

Сегодняшние молодые профессионалы выросли в век потрясающих технологических перемен: развития интернета, изобретения смартфонов и эволюции систем машинного обучения. Все эти достижения свидетельствуют о полной автоматизации нашей жизни, включая работу и ведение бизнеса. Неудивительно, что молодое поколение беспокоится о своей конкурентоспособности на рынке труда. Как руководителей высшего звена, посвятивших жизнь оценке эффективности и внедрению цифровых технологий в организации всех типов, нас часто спрашивают: «Чему я должен научиться сегодня, чтобы получить работу в будущем?» Мы расскажем о семи навыках, которые сделают вас незаменимыми и востребованными не только в эпоху автоматизации, но и вне зависимости от того, что готовит нам будущее.

Коммуникация. В мире, где взрослое население США проводит в среднем около 12 часов в день за потреблением медиапродуктов, необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы добиваться внимания окружающих и побуждать их к конкретным действиям. Основа коммуникации — создание убедительной истории. В контексте разговора о конкурентоспособности хорошая новость заключается в том, что большинство людей доверилось плохому программному обеспечению, что привело к распространению так называемой «смерти от презентаций в Power Point». Вместо того, чтобы просто перечислять факты, успешные рассказчики используют как достоверные, так и не очень достоверные данные. Эта схема действует вне зависимости от личности докладчика. Им может быть Альберт Эйнштейн, воображающий себя путешествующим в поезде, скорость которого приближается к скорости света, чтобы объяснить относительность. Или Джон Ф. Кеннеди, цитирующий Джона Уинтропа: «Мы всегда должны помнить, что будем словно город на холме; взгляды всех народов будут устремлены на нас».

В эффективной коммуникации история и факты, риторика и наука переплетаются, чтобы направить эмоции окружающих и побудить их к действию. И хотя усилия по созданию авторов-роботов предпринимались, и влияние последних на производство фейковых новостей и эхо-камеры значительно, способность успешно коммуницировать всегда будет пользоваться высоким спросом и будет тяжело поддаваться автоматизации.

Информация. Разумеется, коммуникация должна быть организована вокруг определенной темы. И если вы хорошо разбираетесь в какой-то сфере, у вас есть неплохая стартовая площадка. Если вы способны оценить динамику развития этой области, значит, вы располагаете знаниями, которые никогда нельзя будет получить исключительно при помощи Google. Кроме того, если вы создали себе репутацию эксперта по какому-либо вопросу, она будет подпитывать сама себя и — за счет вашего экспертного положения — предоставлять привилегированный доступ к новым знаниям и информации.

В сфере профессиональных услуг эксперты могут сами диктовать условия. Возьмем, к примеру, Рохита Кумара — директора Национальной службы по вопросам налоговой политики в PWC. Кумар известен в Конгрессе США и среди международных экспертов по налогообложению, поскольку он обладает обширными и глубокими познаниями в своем деле и понимает перспективы текущего и будущего развития политики в этой области. Именно те люди, которые сочетают компетентность и способность продвигать новые знания, всегда будут на шаг впереди роботов.

Контекст. Автоматизированные системы, как правило, плохо распознают контекст. Например, изначально самоуправляющаяся машина от Google испытывала трудности с вычислением контекста, в котором функционировала. Поэтому позже в ее систему сенсора были внесены физические изменения и добавлен лазерный дальномер. Проблема расширения «умственных» возможностей систем ИИ для понимания контекста решений очень сложна, и креативные инновации, подобные упомянутой выше, всегда необходимы для прогресса в этой области.

Точно так же знание контекста, бизнес-модели, условий конкурентоспособности и особенностей руководства клиента или компании-работодателя прибавляет полезности той информации, которой вы владеете. К примеру, если вы предлагаете понизить стоимость производства и реструктурировать баланс в GE, где имеет внушительную долю один из основателей хедж-фонда Trian Fund Management и инвестор-активист Нельсон Пельц, ваше предложение будет иметь совершенно другое значение, чем оно имело бы в News Corporation — компании, контроль над которой до сих пор остается в руках у Руперта Мердока. Такое понимание контекста показывает, что вы владеете информацией о динамике развития того или иного бизнеса. Этот уровень мастерства неподвластен даже лучшим роботам.

Эмоциональная компетентность. Даже с учетом усовершенствованных способностей систем искусственного интеллекта (к примеру, Alexa от Amazon) нельзя сказать, что компьютеры далеко продвинулись в области распознавания эмоционального состояния человека, настроения участников совещания или атмосферы в компании. Как отмечает нейробиолог Антонио Дамазио в «Ошибке Декарта», наше поведение может формироваться рационально, но именно эмоции подталкивают нас к действию. Более того, нам удалось установить, что определяющая характеристика решений, который принимает руководитель, — это отсутствие единственного правильного ответа. При этом все возможные варианты решений обременены эмоциональными последствиями и заставляют задуматься, например, над вопросами о том, кто в результате принятого решения сделает карьеру, чья карьера пострадает, кто потеряет работу.

Базовый уровень эмоциональной компетентности — способность распознавать эмоции, анализируя происходящее. Следующий уровень — возможность успешно вмешиваться в эмоционально сложную ситуацию, участники которой чувствуют себя оскорбленными или испытывают неуверенность. Высшая степень владения эмоциональной компетентностью — способность убедить отдельных людей и группы сотрудников, воздействуя на их эмоции (но в то же время отдавая себе отчет в том, что не все члены команды доверяют вашим словам).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте