Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как искусственный интеллект будет лечить депрессию

Пэри Гарг , Сэм Глик

В США наблюдается эпидемия психических заболеваний. Каждый пятый взрослый американец страдает от психического расстройства. Количество самоубийств достигло небывало высокого уровня. Ежедневно от злоупотребления опиоидами умирают 115 человек, а один из восьми американцев старше 12 лет ежедневно принимает антидепрессанты. С экономической точки зрения, одна только депрессия обходится стране не менее чем в $210 млрд в год, причем половина этой суммы приходится на пропуски работы и снижение производительности.

В условиях кризиса, усугубившегося за последние десять лет, цифровые решения (многие из которых разработаны на основе искусственного интеллекта) дают надежду повернуть вспять тенденцию к ухудшению нашего психического состояния. Технологические компании и университеты разработали новые доступные инструменты с обширными возможностями диагностики и лечения больших групп населения.

Решения на основе ИИ появились в подходящее время. США столкнулись с острой нехваткой психиатров, что только усугубляет кризис. Почти 40% американцев живут в районах, где, по оценкам федеральных властей, наблюдается дефицит специалистов в области психического здоровья. Более 60% округов США не имеют ни одного психиатра, работающего на их территории. В других районах американцы не могут получить услуги психиатра в достаточном объеме, так как многие специалисты не работают по программам медицинского страхования.

Люди без четкого диагноза страдают или обращаются за помощью в больницы и к врачам-терапевтам. Например, пациенты с депрессией ежегодно обращаются к врачам первичной помощи в среднем более пяти раз в год, а психически здоровые люди — в среднем не более трех раз. Поэтому хотя, на первый взгляд, напрямую на лечение психических расстройств приходится всего 4% затрат работодателей на здравоохранение, в действительности они составляют почти четверть.

Кто-то может упрекнуть цифровизацию услуг в области охраны психического здоровья в обезличенности, но именно свойственная ИИ анонимность в некоторых случаях оказывается положительной чертой. Пациенты, которым неловко рассказывать о своих проблемах незнакомому психотерапевту, общаются с инструментами на основе ИИ менее настороженно. Кроме того, лечение с помощью инструментов ИИ дешевле, чем очный визит к психиатру или психологу. Благодаря этим преимуществам ИИ способен помочь в распознавании недиагностированных психических расстройств, ускорить необходимое лечение и повысить шансы на его благоприятный исход.

В то же время эти новые инструменты представляют определенный риск, особенно для сохранения конфиденциальности пациентов. Здравоохранение уже стало основной целью хакеров, так как все больше данных о пациентах переводится в цифровой формат. Но получить доступ к самым сокровенным подробностям о каждом пациенте — совершенно новый тип риска, особенно когда эти подробности связаны с пользовательскими данными из соцсетей. Разработчикам следует с самого начала применять решения для минимизации рисков, такие как хранение минимального количества личных данных пользователя, регулярное удаление записей сеансов после их анализа и шифрование данных на сервере.

Поставщики решений с использованием ИИ также должны признавать его ограничения, такие как тенденция машинного обучения к дискриминации на основе цвета кожи, пола или возраста. Например, если инструмент ИИ, использующий речь для распознавания психических заболеваний, обучен на образцах речи только одной демографической группы, работа с пациентами, не входящими в эту группу, может привести к ложным сигналам тревоги и неверным диагнозам. Аналогично виртуальный психотерапевт, обученный, в первую очередь, на сотрудниках технологической компании, может менее эффективно считывать невербальные сигналы женщин, людей разных рас и стариков, которые редко работают в области технологий. Во избежание подобного риска разработчики должны признавать эту тенденцию и придерживаться строгих стандартов, которые применяются в клинических исследованиях. Для них тестовые группы составляются так, чтобы включать в себе всех представителей населения.

В более широком смысле масштабируемость ИИ составляет одновременно и преимущество, и недостаток. Один неверный шаг со стороны программиста может обернуться риском для миллионов пациентов. Как и в случае разработки лекарств, нам понадобится тщательный контроль, обеспечивающий безопасность и эффективность протоколов лечения.

Но при наличии защитных мер ИИ может стать мощным диагностическим и терапевтическим инструментом в борьбе с психическими заболеваниями. Ниже мы рассмотрим четыре наиболее многообещающих подхода.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте