Тренды

Глобальные тренды: поймать и оседлать

Александр Чулок
Иллюстрация: Getty Images / Liana Monica Bordei

Мир стоит на пороге фундаментальной цифровой трансформации. Она связана с распространением новой технологической парадигмы, кардинальным изменением цепочек создания добавленной стоимости, переходом от экономики знаний к экономике действий, усилением «суверенитета» потребителя, развитием новых моделей образования, заменой умными технологиями не только рутинного труда, но и высококвалифицированных специалистов. Каждая страна выбирает, на что делать ставку. Япония объявляет ­целью построение Общества 5.0, в котором люди смогут жить до 120 лет, Германия направляет ресурсы на цифровизацию и создание цифровых двойников в рамках Индустрии 4.0, ряд государств — среди них Швеция, Финляндия, Канада — всерьез рассуждают о том, что благодаря роботизации промышленности часть населения будет получать базовый безусловный доход от €1000.

Положение любой страны на мировой арене во многом будет определяться тем, насколько оперативно она сможет отреагировать на глобальные тренды — устойчиво развивающиеся тенденции в политике, экономике, науке, технологиях, обществе, экологии.

Среди глобальных трендов, которые в полной мере проявятся в России в ближайшее время, — лавинообразное распространение новых бизнес-моделей. Они будут основаны в первую очередь на платформенных ­цифровых технологиях (тех, на которые опираются, например, Alibaba, Uber и Airbnb), на передовых производственных технологиях вроде 3D-принтинга и цифровых двойников, а также на экономике совместного потребления, которая к 2025 году вырастет в 22 раза и достигнет $335 млрд. Уже сейчас все больше российских компаний и научных центров подхватывают эти тенденции: примеры можно увидеть в таких областях, как доставка еды (умный конструктор программ питания на основе анализа больших данных Elementary), строительство (проектирование ­строительных роботов, зданий и т. д. в НИУ МГСУ), компьютерное проектирование (компьютерный дизайн и моделирование для космической отрасли, автомобилестроения, авиации и т. д. в CompMechLab при Санкт-Петербургском политехническом университете). Среди зарождающихся тенденций — активное использование «мудрости толпы», или коллективного разума. А объем мирового краудфандинга к 2025 году, по прогнозам, составит $300 млрд.

Кардинальную трансформацию переживает социум: он становится цифровым, виртуализированным. Значимую роль играют цифровые технологии, общение и взаимодействие через интернет, а также активный здоровый образ жизни и постоянное обучение. Еще одна важная характеристика общества — неизбежное старение. В полной мере влияние этих трендов проявится в ближайшие годы: доля пожилых неуклонно растет (в России к 2050 году она достигнет 30%), и мировой рынок антивозрастных программ уже в 2023-м составит $365 млрд. Хотя ряд трендов свидетельствует о том, что к 2045 году человечество может обрести бессмертие, пока ставка делается на теле- и персонифицированную медицину, клеточные технологии и детальное изу­чение человека, в том числе на базе расшифровки генома, стоимость которой за последние годы опустилась ниже $50. Эти тенденции уже подхватили так называемые биохакеры — исследователи-энтузиасты, использующие передовые биомедицинские технологии, чтобы создать доступные «гаражные» лекарства, например от сахарного диабета и ряда онкологических заболеваний, или продлить собст­венную жизнь путем «взлома» генетических программ.

На глазах меняется городская среда — города стремятся быть умными и комфортными, предоставлять больше благ в общественное пользование, объединять умные дома в умные энергетические и информационные сети, подстраиваться под каждого жителя. Полемика о непри­косновенности частной жизни и кибербезопасности может ослабить этот тренд, однако пока его подхватывает, по крайней мере декларативно, все больше городов и регионов России. Ключевой элемент такой трансформации — ­полномасштабное, а не точечное проникновение инноваций. В российской действительности особенно актуальны умные измерительные приборы — они превращаются в базовый компонент ЖКХ нового поколения.

Все важнее становится рациональное, то есть бережливое отношение к природе: среди глобальных трендов — зеленый образ жизни и экологическое ответственное развитие. Это уже не только ценностная установка поколения миллениалов, но и существенный фактор конкурентоспособности бизнеса: компании вынуждены обращать все больше внимания на экологические и этические вопросы. По ряду оценок, до 80% людей готовы отказаться от приобретения продукта или услуги, если производители или поставщики действуют, с их точки зрения, неэтично.

В новой технологической гонке ключевым ресурсом оказываются не столько финансы, сколько время, необходимое для вывода продукта на рынок и завоевания потребителя. Эта скорость во многом зависит от готовности руководителей компаний адаптироваться к новой реальности и от наличия у них предпринимательского капитала. Благодаря этому тренду перед Россией, с одной стороны, могут открыться новые возможности: мы умеем выживать в быстро меняющихся условиях, а с другой — возникнуть препятствия, преодолеть которые можно будет, лишь научившись оперативно реагировать на запросы рынка и предоставлять услуги «под ключ».

Шанс на ускоренный подъем российским компаниям дают еще два взаимосвязанных глобальных тренда: экспоненциальный рост индустрии развлечений (к концу 2022 года объем ее мирового рынка достигнет $2,4 трлн) и очередной виток развития туристической отрасли, который во многом связан с применением новых ­технологий, ­например дронов, которые за считанные часы могут соткать навесной мост в ранее непроходимых местах. Ряд отечественных проектов — среди них «Rossiya zovet» и «2+2. Путешествия с детьми», тревел-реалити о путешествиях по Сибири, Кавказу, Байкалу, Камчатке, Уралу и другим регионам России — подтверждает потенциал этой ­тенденции.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте