Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Африка: полигон для экспериментов

Ача Леке , Саф Йебоа-Аманква
Иллюстрация: MARK SMITH

Много ли в Африке компаний с миллиардными годовыми доходами? Большинство опрошенных нами глобальных топ-менеджеров предположили, что не больше сотни. Многие считают, что таких вообще нет. Сколько же их на самом деле? Четыреста! И в среднем эти компании растут быстрее, чем аналогичные предприятия в других регионах, и приносят больше прибыли.

ИДЕЯ КОРОТКО

Ситуация
На африканских рынках компании сталкиваются со множеством проблем. Где-то росту бизнеса мешает отсутствие инфраструктуры, где-то потенциальные сотрудники не могут получить качественное образование.
 
Возможности
Сотням компаний удалось разглядеть в подобных проблемах скрытые возможности и добиться быстрого роста и высокой прибыльности.
 
Приоритеты
Значимые инновации появляются сегодня в шести сферах: это финансовые услуги, развитие инфраструктуры, производство, продукты питания, недорогие потребительские товары и образование.

Мы консультировали многие из них в процессе их стремительного расширения и выхода на новые африканские и зарубежные рынки и сделали одно неожиданное наблюдение: благодаря взрывному росту бизнеса Африка стала важным испытательным полигоном для глобальных инноваций. Если вам удастся сделать ваш продукт, услугу, бизнес-модель достаточно экономичными и надежными для успеха в Африке, они наверняка будут конкурентоспособны и в других регионах мира.

Мы не приуменьшаем сложности ведения бизнеса в Африке (успешные предприниматели знакомы с ними не понаслышке). Из-за неразвитой инфраструктуры многим компаниям приходится выстраивать собственные цепочки поставок, а из-за слабой системы образования — самостоятельно обучать рабочих базовым навыкам и формировать их мировоззрение. Вместе с тем, как мы увидим, подобные трудности открывают перспективы для создания ценности.

Чтобы помочь руководителям глобальных компаний и предпринимателям понять, чему можно поучиться у африканских инноваторов, с кем из них стоит сотрудничать и в какие их начинания инвестировать, мы разделили местные инновации на шесть типов, о которых расскажем в этой статье. Основной акцент мы сделаем на технологиях: сегодня в Африке активнее, чем где-либо, тестируются цифровые разработки, позволяющие компаниям преодолевать традиционные барьеры и добиваться небывалого роста.

Доступ к финансовым услугам: от простых шагов к сложным

В развивающихся странах 2 млрд граждан и 200 млн компаний не имеют доступа к банковским услугам (вкладам и кредитам). Прочим же зачастую приходится платить втридорога за ограниченный набор таких услуг (см. врезку «Финансовые изгои — кто они?»). Безусловно, это проблема далеко не только третьего мира. В США каждая 14-я семья (всего около 9 млн хозяйств) не имеет счета в банке, как правило, из-за бедности. Еще 24 млн недостаточно охвачены банковскими услугами: несмотря на наличие счета, они часто пользуются дорогими финансовыми продуктами вне традиционной системы — например, микрокредитами.

ФИНАНСОВЫЕ ИЗГОИ — КТО ОНИ?

Миллионам жителей развивающихся стран недоступны банковские услуги.

Источники: База данных Всемирного банка Global Findex, 2017 год; аналитика Глобального института McKinsey

Чтобы привлечь такие домохозяйства к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству, банки и другие фирмы должны использовать как высокотехнологичные, так и более простые решения. Африканские компании успешно с этим справляются. Кенийский Equity Bank, созданный в 2004 году на базе небольшой строительной компании, к 2017 году привлек более 12 млн клиентов из Восточной Африки, накопил более $5 млрд в активах и отчитался о прибыли в $270 млн (до вычета налогов). Основатель и глава банка Джеймс Мванги назвал его главной задачей «решение социальной проблемы отсутствия у людей доступа к финансовым услугам». Эта проблема ему близка: «Я вырос в деревне, у матери не было счета в банке. Ближайшее отделение находилось в 50 километрах, а для открытия счета требовалась сумма, которую мать не заработала бы и за год». В этих условиях большинство кенийцев предпочитали хранить деньги под матрасом.

К началу нового тысячелетия услугами банков пользовалось менее 10% взрослых жителей страны. Сегодня — во многом благодаря инновациям Equity Bank — этот показатель вырос более чем в шесть раз. «Мы понимали, что должны ориентироваться на нужды людей вроде моей матери», — объясняет Мванги. Задолго до распространения платежей с использованием сотовых телефонов Equity Bank создал собственный «мобильный банк»: в Кении так называли мини-филиалы, разъезжавшие по деревням в багажнике «Лендровера». Однако самой известной инновацией банка стала агентская модель: более 30 тыс. небольших магазинов по всей стране получили право принимать вклады и выдавать наличные от лица Equity Bank.

Наряду с внедрением этих низкотехнологичных инноваций банк воспользовался взрывным ростом мобильной телефонии в регионе. В 2000 году во всей Черной Африке было меньше телефонных линий, чем на Манхэттене. К 2016 году здесь появилось более 700 млн мобильных подключений — примерно по одному на каждого взрослого. Смартфоны заметно изменили жизнь африканцев — например, благодаря им на смену наличным расчетам пришли быстрые и безопасные мобильные платежи. Сейчас в Черной Африке к мобильному банкингу подключено более 122 млн активных счетов — больше, чем в любом другом регионе мира (см. врезку «Африка — лидер мобильных расчетов»). Столь быстрый рост позволил Equity Bank отказаться от «лендроверов» и создать настоящую систему мобильного банкинга на базе приложения Equitel, запущенного в 2015 году. Сегодня через Equitel проходят почти все кассовые операции и выплаты по займам, что позволяет банку быть максимально экономичным.

АФРИКА — ЛИДЕР МОБИЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

Воспользовавшись популярностью мобильных телефонов, банки охватили финансовыми услугами миллионы людей.

Источники: GSMA Mobile Money Deployment Tracker; GSMA State of the Industry Report on Mobile Money, 2017; База данных Всемирного банка Global Findex, 2017 г.

Новые партнерства для развития инфраструктуры

И в развитых, и в развивающихся странах порой наблюдаются проблемы с транспортом, электро- и водоснабжением, а также с социальной инфраструктурой. ­По оценкам экспертов McKinsey, для обеспечения ­инфраструктурой людей по всему миру необходимо тратить дополнительно $350 млрд в год. Если этого не произойдет, экономический рост замедлится, а быстрорастущие города столкнутся с огромными трудностями. В этом смысле Африка — самый проблемный континент. Здесь у 600 млн человек нет даже электричества. Но подобные бреши уже вызвали к жизни ряд успешных государственно-частных партнерств, которые могут послужить примером для других регионов.

Так, сотрудничество GE с несколькими африканскими правительствами вывело на новый уровень работу компании с госсектором. Соглашение GE с Нигерией направлено на финансирование, разработку и строительство важнейшей инфраструктуры. Планируется, в частности, увеличить производство электроэнергии в стране на 10 тыс. МВт, модернизировать аэропорты, обновить и расширить парк локомотивов национальной железнодорожной корпорации, а также построить государственные больницы и диагностические центры. Недавно вышедший в отставку президент и гендиректор GE Africa Джей Айрленд назвал этот подход «рамочным соглашением, направленным на использование возможностей компании для решения проблем страны, в том числе для развития энергосистемы, совершенствования логистики и улучшения здравоохранения».

Другие африканские инноваторы решают проблемы электроснабжения с помощью мобильного банкинга и новейших решений в области солнечной энергетики. Кенийская компания M-KOPA предлагает эти решения по доступной цене тем, у кого нет доступа к электросетям, и финансирует платежи за 12 месяцев через мобильные счета. С момента своего основания в 2011 году M-KOPA продала более 600 тыс. домашних установок и привлекла инвестиции от нескольких международных корпораций, включая японскую Mitsui. Другой пример — угандийская компания Fenix, продавшая с помощью мобильных платежей 140 тыс. установок для получения солнечной энергии. В конце 2017 года компанию приобрел глобальный энергетический гигант Engie со штаб-квартирой во Франции. (К 2020 году Engie планирует обеспечить децентрализованными безуглеродными источниками энергии 20 млн человек по всему миру.)

Интеллектуальная индустриализация

Другой тип африканских инноваций, на которые стоит обратить внимание, связан с производством. Местные компании научились наращивать и обновлять производственные мощности с учетом спроса и создавать постоянные рабочие места. Алико Данготе из Нигерии основал Dangote Industries, которой удалось сделать, казалось бы, невозможное: выстроить масштабные производства в стране с постоянными перебоями с электричеством, нестабильной валютой, неразвитыми сетями поставок, отсутствием квалифицированных специалистов и прочими проблемами. «Мы знали, что все, кто до нас пытался запустить производство в Нигерии, разорялись», — говорит Данготе. Он разработал устойчивую производственную модель, предполагающую вертикальную интеграцию, самостоятельную выработку электроэнергии, плотное сотрудничество с госслужбами и создание собственного училища. Сегодня группа компаний выпускает в больших объемах макаронные изделия, сахар, соль, муку, пластик и цемент; скоро к этому списку добавятся удобрения и ГСМ — все это Нигерия раньше импортировала. Dangote Industries создала в стране 30 тыс. рабочих мест, а Данготе стал самым богатым человеком в Африке.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте