Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему алгоритмы могут все испортить

Майк Уолш
Фото: GREMLIN/GETTY IMAGES

Когда и как использовать алгоритмы для управления людьми и коллективами? Так выглядит одна из новейших проблем, которая возникла перед руководителями, живущими в век искусственного интеллекта. ИИ, алгоритмы и автоматизация дают возможности для менеджмента на высоком уровне, но они не делают вас автоматически хорошим руководителем. По правде говоря, может произойти прямо противоположное: технологии имеют потенциал для раскрытия наших худших черт.

Если оставить эту проблему без должного внимания, построенная на алгоритмах работа будущего может оказаться антиутопией, управляемой потоками данных. Есть миллионы ситуаций, при которых алгоритмы, оказавшись в руках плохих руководителей, могут принести больше вреда, чем пользы. Алгоритмы могут загрузить всех сотрудников таким количеством часов, что они будут вкалывать постоянно. А как насчет автоматической отправки писем людям, которые задерживаются на работу больше чем на пять минут? А что если алгоритмы начнут призывать людей работать в то время, которое они обычно проводят со своими семьями, предлагая им за это различные бонусы? Еще вариант: можно использовать сенсоры для мониторинга работы складских рабочих и оповещать их, когда они тратят слишком много времени на то, чтобы заполнить полку. И еще: можно постоянно подправлять цветовую температуру офиса, чтобы заставить биологические часы сотрудников думать, что за окном все еще раннее утро, хотя на самом деле уже поздний вечер.

Вам кажется, что это далеко от реальности? Увы, это уже происходит. Так, например, Amazon получил два патента на браслет, который сможет указывать сотрудникам с помощью вибраций, как им эффективно передвигаться по складу. А IBM подала патентную заявку на систему, которая контролирует сотрудников с помощью сенсоров. Эти сенсоры могут следить за расширением зрачков и выражением лица сотрудника, а затем использовать эти данные вместе с информацией о качестве его сна и графике совещаний, чтобы выслать к нему дрона с кофеиносодержащим напитком. Предполагается, что так рабочий день сотрудника можно будет не прерывать на кофе-брейки.

Похожие трансформации с человечеством уже происходили. Примерно 100 лет назад весь мир узнал о так называемых научных методах управления, более известных как тейлоризм. У американского инженера-технолога Фредерика Уильсона Тейлора было множество идей относительно того, как компании могут объединить машинную и рабочую силу для извлечения максимальной эффективности, и все эти идеи он записал в вышедшей в 1911 году книге «Принципы научного управления».

Сегодня многие принципы тейлоризма возрождаются под соусом «цифровой экономики» и «искусственного интеллекта». Возьмите, к примеру, вот этот перечень идей прямиком из тейлоризма: сбор эмпирических данных, анализ процессов, эффективность, недопущение излишних трат, стандартизация передового опыта, пренебрежение к традициям, массовое производство в крупных масштабах и передача знаний от сотрудника к сотруднику, а также через сотрудника в инструменты, процессы и документацию. Это звучит как план по цифровой трансформации для XXI века, но все эти идеи уже были у Тейлора почти сто лет назад. Если воспринять их в самых крайних формах и взять на вооружение без особых мыслей о людях, которым предстоит воплощать в жизнь эти принципы, результатом будет отчуждение и разлад в любой организации.

Как и в случае с тейлоризмом, если слишком довериться алгоритмическому управлению, итогом могут стать проблемы в рабочей среде, а в более широком масштабе даже социальные волнения. Может вырасти число забастовок, а это, в свою очередь, вынудит регулирующие органы рассмотреть возможность вмешательства в происходящие процессы. Автоматизация и сама по себе — серьезный вызов самой природе того, как мы привыкли работать, вызов нашей идентичности. Вашей организации предстоит столкнуться со сложным выбором: сократить ли влияние людей на рабочий процесс, направляя его целиком с помощью ИИ, или же использовать ИИ для координации рассредоточенных независимых коллективов?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте