Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно студентам от вузов в XXI веке

Боб Моэста , Майкл Хорн
Фото: C. J. Burton/Getty Images

Работодатели озадаченно вглядываются в пропасть между необходимыми им навыками и навыками, которые могут им предложить потенциальные сотрудники. По данным Всемирного экономического форума, чуть менее 30% компаний считают, что у них есть нужные кадры в области цифровых технологий, а опрос The Wall Street Journal показал, что 89% руководителей с трудом подбирают кандидатов с требуемым набором таких soft skills, как командная работа, умение общаться и адаптивность.

Высшему образованию только предстоит выйти на новый уровень и преодолеть этот разрыв. Огромное количество студентов мало что могут вынести из обучения, и слишком многие — 40% — не осваивают четырехлетние программы за шесть лет.

Одна из причин таких неубедительных результатов состоит в том, что учебные заведения не понимают, чего учащиеся надеются достичь, поступая в университет. Иными словами, вузы не рассматривали «задачу», которую ставили перед собой поступающие. Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен сформулировал теорию Jobs to Be Done («задачи, которые должны быть выполнены»). В своей книге «Закон успешных инноваций. Зачем клиент “нанимает” ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам» («Competing Against Luck») он пишет: «Приобретая продукт, мы, по сути, “нанимаем” его для выполнения той или иной работы», то есть мы стремимся добиться результата в какой-то жизненной ситуации.

Теория Jobs to Be Done сложилась на основе многолетних исследований, которые один из авторов (Боб) проводил совместно с Кристенсеном, начиная с середины 1990-х годов. Другой автор (Майкл) помогал применить работу Кристенсена к сектору образования с момента совместного основания Института Кристенсена в 2007 году и написания в соавторстве книги «Disrupting Class» в 2008 году.

Теория полезна тем, что позволяет предсказать, как люди действительно будут поступать в определенных обстоятельствах (а не как они на словах собираются что-то сделать), и заостряет внимание на мотивах того или иного выбора. По сути, люди покупают продукты и услуги не как таковые, а как средства достижения определенной цели. Эта истина привела покойного профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта к его знаменитой формуле: людям не нужно сверло для дрели диаметром четверть дюйма, им нужно просверлить отверстие такого диаметра.

В исследованиях, проведенных нами за последние несколько лет, мы собрали более 200 подробных историй студентов, выбирающих ту или иную форму высшего образования — от четырехлетних университетских программ до муниципальных колледжей и от онлайн-обучения до курсов программирования. Мы проанализировали данные и выявили основные «задачи», которые, с позиции студентов, должно решить высшее образование.

Мы обнаружили, что существует пять задач, ради выполнения которых люди поступают в вузы. Каждая из таких причин состоит из подталкивающих к принятию решения стимулов, которые варьируются от функциональных соображений («если я освою еще одну специальность, я получу повышение, и это оправдает затраты») до эмоциональных и социальных аспектов. Вот эти пять задач:

1) Поступить в лучшее учебное заведение

Студенты с такой задачей, как правило, хотят получить классический опыт обучения в университете с красивым кампусом и престижным названием, чтобы у них была возможность создать себя заново рядом с новыми людьми. Однако такие студенты редко думают о том, что будут делать после зачисления. Для них успех — это быть принятым.

Студент-математик с такой задачей сказал бы что-то вроде: «Я хочу получить степень по математике в Гарварде». Прогресс для этой группы — это оказаться в одном из лучших вузов (в их понимании).

Что делать учебным заведениям: многие вузы готовы решать эту задачу, потому что получить традиционное университетское образование стремятся многие студенты. Тем не менее количество колледжей, которые могут преуспеть в выполнении этой задачи, вероятно, ограничено.

2) Оправдать ожидания

Такие студенты хотят соответствовать ожиданиям — например, родителей, супругов, друзей, консультантов, учителей, наставников или своего сообщества. Подобно тем, кто стремится попасть в лучшее учебное заведение, обучение в вузе они понимают как следующий логический шаг на своем жизненном пути. Также у них нет других вариантов (или они их не видят). Хотя эти студенты безразличны к своему выбору, они успокаивают себя тем, что образование обеспечит им некую подушку безопасности и опору в будущем.

Студент с такой задачей скажет что-то вроде: «Мама говорила, что у меня хорошо с математикой, поэтому я решил сюда поступить». Часто такие студенты ставили перед собой задачу попасть в «лучший вуз», но не смогли поступить в университет своей мечты, а затем не увидели других вариантов, кроме как сделать то, чего от них ожидают.

Что делать учебным заведениям: рассмотрите возможность предложить учащимся сделать перерыв на год или позиционируйте себя как «транзитный вуз» — временный пункт назначения для студентов на пути к поступлению в нужное им учебное заведение.

3) Найти выход

Студенты с такой задачей хотят уйти со своей офисной работы, избавиться от сложившейся привычки, уехать из дома, от родных или из города, разорвать отношения в паре. Они хотят найти место, где у них будет поддержка и проставленная галочка в графе «высшее образование».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте