Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неужели кинотеатры умрут?

Гордон Берч , Дэгон Чхо , Майкл Смит , Янфань Лян
Иллюстрация: HBR/Eduard Radu/Shutterstock

В декабре 2020 года в Warner Brothers объявили, что все фильмы студии в 2021 году будут появляться на стриминговом сервисе HBO Max уже в день премьеры в американских кинотеатрах. Это касается и таких ожидаемых блокбастеров, как «Матрица 4», «Дюна», «Годзилла против Конга» и «Отряд самоубийц».

Новость всполошила киноиндустрию сразу по нескольким причинам.

Во-первых, раньше почти все голливудские блокбастеры в первые три месяца были доступны исключительно в кинотеатрах и только после этого появлялись на домашних каналах. Более того, владельцы кинотеатров угрожали бойкотом всем студиям, которые нарушат это правило. Сеть кинотеатров AMC Theaters в апреле 2020 года объявила, что будет бойкотировать фильмы NBCUniversal, после того как студия выпустила мультфильм «Тролли. Мировой тур» одновременно в кинопрокате и на цифровых платформах.

Во-вторых, несмотря на то что несколько студий уже выпускали фильмы на цифровых платформах во время закрытия кинотеатров в связи с пандемией COVID-19, анонс Warner Brothers распространяется на все кинопремьеры 2021 года, в том числе запланированные на конец года, а к тому времени, как считает большинство экспертов, с кинотеатров уже снимут все ограничения. Из-за этого некоторым кажется, что Warner Brothers хотят использовать эти временные изменения, связанные с пандемией, на постоянной основе.

Владельцы кинотеатров и другие отраслевые эксперты раскритиковали действия компании. Крис Джонсон, CEO сети Classic Cinemas, объявил решение Warner Brothers «смехотворным и близоруким», а Адам Арон, CEO сети AMC Theaters, заявил, что компания «лишится существенной части прибыли» от фильмов, отказавшись от традиционного релиза. Дэвид Симс в своей статье в The Atlantic заявил: «Теперь у зрителей не будет причин переплачивать, чтобы посмотреть эти фильмы в кинотеатрах». «Сети кинотеатров не зря боятся разориться», — заключает он.

Эти страхи отражают традиционную точку зрения киноиндустрии. Многие считают, что при наличии выбора зрители откажутся от большого экрана и предпочтут смотреть те же фильмы с комфортом дома. Очевидно, что кинотеатры сильно от этого пострадали бы.

Но так ли это на самом деле? Влияют ли ранние цифровые релизы на прибыль кинотеатров? Недавно мы провели исследование, изучив этот вопрос, и результат может удивить тех, кого пугает атака цифровых платформ на бизнес кинотеатров.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте