Тренды

Как искусственный интеллект может изменить образование и бизнес

Юрий Левин

Практически все сейчас говорят о применении искусственного интеллекта в различных сферах жизни. Что же может быть его самой большой ценностью для образования? Несомненно, это масштабируемая персонализация процессов обучения. И, в первую очередь, это применимо к стандартным знаниям и навыкам, например техническим. Машина может подбирать материал и упражнения для обучаемого на основе результатов тестирования, выраженных предпочтений и интересов.

Кроме этого, есть обширные возможности для развития ИИ-ассистентов преподавателя, которые могут предложить ответы на относительно простые вопросы обучаемого. Искусственный интеллект и вообще аналитика в целом не заменяют людей, их экспертизу и опыт, а также интуицию — они дополняют их. Можно привести простой пример: стриминговый сервис Netflix подбирает для зрителя — в зависимости от его эмоционального состояния, проявляющегося в истории просмотра, — ту или иную «версию» одного и того же шоу. Более того, сервис выпускает специальные носки, в которых есть маленький RFID-девайс. Он может отследить, что зритель уже близок к тому, чтобы заснуть, и просматриваемое шоу ставится на паузу. В будущем некоторые характеристики шоу смогут даже меняться в реальном времени.

Так же и в образовании: один и тот же человек в разные дни может воспринимать информацию по-разному, и искусственный интеллект может четко определять, когда и какой материал будет лучше восприниматься конкретным студентом, учеником в соответствии с поставленными целями. Онлайн-обучение экспоненциально растет, и все острее встает вопрос о том, чтобы применять таргетирование в качестве одного из инструментов онлайн-обучения: подстраивать процессы под конкретного студента в зависимости от его эмоционального состояния и других факторов. Искусственный интеллект в реальном времени может отслеживать, как происходит усвоение материала, и в зависимости от этого умный помощник будет подавать сигнал преподавателю, что пора переходить на следующую тему или, возможно, дать некоторый дополнительный пример по предыдущей; отслеживать, например, становится ли студенту скучно и можно ли ему рассказать какую-нибудь шутку или анекдот, чтобы переключить его внимание.

Персонализация сервисов — это одна из основных сфер применения искусственного интеллекта. Можно прописать и автоматизировать тысячи разных сценариев развития образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Искусственный интеллект дает возможность существенно и быстро масштабировать процессы на широкую аудиторию, не теряя личного присутствия преподавателя. Грубо говоря, заранее продумывается вся карта возможных сценариев развития событий, и дальше она внедряется в учебный процесс с использованием ИИ.

За основу такой карты берется видение преподавателя, которое можно сразу применить к 10 тыс. студентов по всей стране или по всему миру, а не к 50, которых может вместить одна аудитория на территории университета.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте