Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Деньги в космосе: какими могут быть бизнес и экономика за пределами Земли

Мехак Саранг , Мэтт Вайнцирль
Иллюстрация: Caspar Benson/Getty Images

Коммерческая космонавтика — очень модная отрасль. Но, хотя главы технологических компаний обещают нам базы на Луне и поселения на Марсе, на практике все намного более скромно — по крайней мере, по космическим масштабам. И все же в прошлом году мы перешагнули важную черту: впервые в истории люди отправились в космос на аппарате, который был создан и которым владеет не государство, а частная корпорация, планирующая построить в космосе доступное поселение. Это первый существенный шаг к созданию экономики в космосе и для космоса. Сложно переоценить его последствия — для бизнеса, законотворчества и общества в целом.

По оценкам, в 2019 году выручка космического сектора составила $366 млрд. Но 95% этой суммы относилось к экономике «космос для Земли» — то есть к товарам или услугам, которые производились в космосе для использования на Земле. Сюда относятся инфраструктура для коммуникаций или интернета, спутники для наблюдения за Землей, национальные оборонные спутники и т. д. Этот сектор быстро растет, и хотя исследования указывают на риск переполнения рынка и монополизации, который всегда возникает при конкуренции за ограниченные природные ресурсы, прогнозы его будущего вполне оптимистичны. Запуски и космическая техника в целом стали дешевле, и это уже привлекло на рынок новых участников. Компании из разных отраслей уже начали использовать спутниковые и космические технологии, чтобы повысить инновационность и эффективность своих товаров и услуг на Земле.

В отличие от экономики «космос для Земли», сектор «космос для космоса» долго не мог развиться. К нему относится производство в космосе товаров и услуг, которые предназначены для использования в космосе же — например, добыча на Луне или астероидах материалов для строительства станций или для снабжения систем подзарядки. Еще в 1970-е годы исследование, проведенное по заказу NASA, предсказало возникновение космической экономики, которая бы удовлетворяла потребности сотен, тысяч и даже миллионов людей, живущих в космосе. По прогнозу, она должна была быстро превзойти по объему экономику «космос для Земли» (а затем и всю земную экономику). Если бы прогноз оправдался, это бы изменило наш подход к бизнесу, жизни и управлению обществом, но пока что в космосе ни разу не находилось больше 13 человек одновременно, и эта картина относится к области научной фантастики.

Однако сегодня есть основания полагать, что мы наконец приближаемся к первым этапам настоящей экономики «космос для космоса». Недавние достижения SpaceX (в сотрудничестве с NASA), а также планы массовой и устойчивой отправки людей в космос от Boeing, Blue Origin и Virgin Galactic знаменуют начало новой эпохи частных космических полетов. Эти компании хотят и могут отправлять частных граждан в космос в качестве пассажиров и туристов, а потом и в качестве поселенцев. А в следующие десятилетия у этих людей возникнут запросы, которые нужно будет удовлетворять, и возникнут разнообразные услуги в сегменте «космос для космоса».

Новая (коммерческая) космическая эра

В недавнем исследовании мы изучили, как централизованная, государственная модель космических исследований, появившаяся в 1960-е годы, за последние 20 лет уступила место новой модели, в которой государственные инициативы все чаще сосуществуют с частными. Централизованные государственные программы, безусловно, будут концентрироваться на секторе «космос для Земли» и на общественных интересах — национальной безопасности, науке или престиже. Это нормально, ведь государству нужно оправдывать расходы на эти программы, демонстрируя их пользу для граждан, а (почти) все эти граждане находятся на Земле.

В отличие от государств, частные космические компании готовы отправлять людей в космос ради их собственных интересов, а затем удовлетворять создаваемый ими спрос. Именно на этом основаны планы SpaceX, компании, которая за первые 20 лет работы полностью перевернула рынок ракет-носителей. Теперь она заняла 60% глобального рынка коммерческих запусков и строит все более крупные космические аппараты, на которых собирается отправлять людей не только на Международную космическую станцию (МКС), но и в собственное планируемое поселение на Марсе.

Сейчас рынок «космос для космоса» сводится к снабжению людей, которые уже находятся в космосе, то есть небольшой группы астронавтов, которые работают в NASA или других правительственных программах. У SpaceX есть огромные планы по популяризации космического туризма, но пока вся их активность в сегменте «космос для космоса» — это выполнение государственных заказов (NASA). Однако запуски становятся все дешевле, и когда SpaceX и другие компании смогут масштабировать свои предложения и отправлять в космос больше людей, растущий спрос из частного сектора (то есть не государственных сотрудников, а туристов и поселенцев) могут превратить эти экспериментальные проекты в масштабную устойчивую отрасль.

SpaceX — самая известная, но далеко не единственная компания, использующая эту модель (снабжать NASA, чтобы потом, возможно, создать больший частный рынок и занять его). И пока SpaceX концентрируется на транспортной части сегмента «космос для космоса», еще одним его ключевым компонентом станет производство.

Компания Made In Space, Inc. стала одним из лидеров в производстве «в космосе для космоса» еще в 2014 году, когда им удалось напечатать гаечный ключ на 3D-принтере прямо на МКС. Сейчас компания работает над высококачественными оптоволоконными кабелями и другими продуктами, за производство которых в невесомости готовы платить покупатели с Земли. Но она также получила контракт на $74 млн на 3D-печать больших металлических балок в космосе для космического аппарата NASA. В будущем Made In Space сможет решать такие же задачи и для частных аппаратов. В SpaceX начали с заказов для NASA, но рассчитывают в будущем выйти на более крупный частный рынок. И сотрудничество Made In Space с NASA тоже может стать лишь первым шагом на пути к работе с частным сектором над проектами, которые было бы слишком дорого выполнять на Земле, а затем отправлять в космос.

Еще одна крупная сфера инвестиций в сегменте «космос для космоса» — это строительство и эксплуатация космической инфраструктуры: мест жительства, лабораторий и фабрик. Лидером в этом секторе сейчас является компания Axiom Space, которая недавно объявила, что запустит «первую полностью частную коммерческую космическую миссию» в 2022 году в капсуле корабля Crew Dragon от SpaceX. Axiom также получила контракт на эксклюзивный доступ к модулю МКС, что поможет ей в разработке коммерческих модулей для станции (а потом и за ее пределами).

Эта новая инфраструктура наверняка подстегнет инвестиции в разнообразные дополнительные услуги для людей, которые будут там жить и работать. Так, в феврале 2020 года компания Maxar Technologies получила контракт на $142 млн от NASA на разработку робота-строителя, которого можно будет собрать в космосе. Этот робот предназначен для работы на космических аппаратах, находящихся на низкой околоземной орбите. На частных космических кораблях и в поселениях, без сомнения, тоже возникнет спрос на аналогичные инструменты для строительства и ремонта.

И, конечно, частный сектор не сводится к тяжелой промышленности. Еще одна сфера потенциального быстрого роста — это комфорт: компании стремятся помочь людям в суровых условиях космоса. Например, в 2015 году Argotec и Lavazza совместно разработали эспрессо-машину, которая могла бы работать на МКС в условиях невесомости, чтобы у космонавтов стало одной небольшой радостью больше.

Конечно, люди уже полвека мечтают использовать вакуум и невесомость космоса, чтобы добывать или производить вещи, которые нельзя сделать на Земле, но эта идея никак не может воплотиться в жизнь. Естественно, что многие относятся к этому скептически. Однако прошлые неудачи относились скорее к сектору «космос для Земли». Например, два стартапа 2010-х годов, Planetary Resources, Inc. и Deep Space Industries, довольно рано поняли потенциал добычи полезных ископаемых в космосе. Но поскольку экономика «космос для космоса» пока не развита, для выживания в краткосрочной перспективе компаниям нужно было продавать добытые материалы — драгоценные металлы или редкие элементы — покупателям на Земле. Когда стало ясно, что спрос слишком мал, чтобы оправдать высокие расходы, финансирование иссякло, и обе компании перешли к другим задачам.

Их неудачи были связаны с бизнес-моделью «космос для Земли». Но когда в космосе начнут жить люди, спрос на добычу сырья, металлов и воды в космосе станет огромным (и добыча в космосе станет дешевле, чем транспортировка с Земли). Иными словами, когда люди начнут жить и работать в космосе, мы поймем, что первые компании по добыче полезных ископаемых на астероидах не провалились, а просто опередили свое время.

Как не упустить возможности в секторе «космос для космоса»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте