Тренды

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить

Дмитрий Шушкин
Иллюстрация: HalGatewood.com / Unsplash

Российский бизнес оказался невысокого мнения о собственном уровне цифровой зрелости. Большинство руководителей, которых опросили в рамках первого локального исследования PwC и ABBYY «Digital IQ Russia», оценили цифровой интеллект своей компании ниже, чем на «троечку» — на 2,8 баллов из 5, а в числе лидеров назвали всего три компании: Сбер, Тинькофф и Яндекс. Приятно быть инноватором, когда трансформацией занимаются уже целые подразделения, а цифровые инициативы поддерживает высшее руководство. Но как меняться остальным участникам рынка, да еще и в условиях кризиса? Вот несколько идей.

Начать собирать «цифровые следы»

Большинство опрошенных руководителей сообщили, что для оценки бизнес-процессов все еще используют отчеты, собранные вручную. На практике это означает, что менеджеры опрашивают сотрудников и верят им на слово. Около 20% «копаются в прошлом» — анализируют исторические данные о происходящем в компании. Это полезно, но не дает полной картины, так как бизнес-информация устаревает очень быстро и становится неактуальной.

Глубинное изучение всех бизнес-процессов и данных в реальном времени — первый шаг к цифровой зрелости. Каждый день ваши сотрудники продают товары или услуги, отвечают на запросы в поддержку, ведут бухгалтерский учет или оформляют доставку груза. Это не просто рутинные операции, а фрагменты данных о процессах в компании. Если они существуют только в виде устных договоренностей, бумажных документов или таблицы на чьем-то компьютере, то эти процессы невидимы для руководителя и ими невозможно быстро управлять. Все значимое, что происходит в компании, должно также существовать в цифровом виде. В промышленности и строительстве используют термин «цифровой двойник», означающий виртуальную копию объекта или процесса. Задача двойников – помогать специалистам быстрее обнаруживать проблемы, точнее предсказывать результаты производства и создавать более качественные продукты. В широком смысле любые комплексные системы, которые переводят данные в структурированный электронный вид, можно считать цифровыми двойниками процессов.

Suzuki Motorcycles в Австралии долгие годы продавала свои мотоциклы исключительно офлайн, в дилерских центрах. Из-за этого компания плохо знала и понимала своих клиентов, а продажи падали. Первым шагом стало изменение настроек сайта: Suzuki начала анализировать, на какие страницы заходят покупатели, дала возможность искать дилерские центры поблизости, а также добавила сервис Build Your Bike, позволивший немного менять внешний вид мотоцикла. Небольшое изменение, но конверсия увеличилась на 33%. Пример из России — «Северсталь». Компании нужно было ускорить выпуск новых видов сплавов. Чтобы создать новый продукт, надо анализировать ранее проведенные исследования, разработки и решения. За годы работы накапливаются терабайты несистематизированной информации, которую неудобно искать и использовать. «Северсталь» оцифровала проектную документацию и внедрила поиск на основе искусственного интеллекта — систему, в которой специалисты могли быстро находить разработки за все годы существования по синонимам и смыслу. Такой подход ускорил поиск информации в 1,7 раза.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте