Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пандемия, ИИ, трансформация

Джо Маккендрик
Иллюстрация: Kilito Chan/Getty Images

Если говорить о цифровой трансформации, то кризис, вызванный COVID-19, преподнес нам важные уроки. Иодин из самых убедительных выводов для бизнес-лидеров касается новых возможностей, которые открывают перед нами аналитика данных и искусственный интеллект.

Например, компания Frito-Lay во время пандемии ускорила продвижение своих инициатив в сфере цифровизации и использования данных, реализовав за шесть месяцев планы, рассчитанные на пять лет. «Мы давно собирались запустить модель direct-to-consumer, но определенно не планировали сделать это за 30 дней в разгар пандемии, — говорит Майкл Линдси, директор по росту Frito-Lay. — Пандемия побудила нас идти впередбыстрее, чем мы считали возможным».

Кризис ускорил внедрение аналитики и ИИ, и, как показывают опросы, тенденция продолжится на протяжении 2020-х. 52% компаний ускорили реализацию планов по внедрению ИИ в связи с кризисом, вызванным пандемией, показывает исследование, проведенное PwC. Почти все, а если точнее, то 86% участников исследования, утверждают, что в 2021 году ИИ становится «общепринятой технологией» в их компании. Согласно исследованию, проведенному Harris Poll совместно с Appen, 55% компаний сообщали, что ускорили реализацию своей стратегии ИИ в 2020 году в связи с COVID-19, и 67% рассчитывают на ее дальнейшее ускорение в 2021 году. 

Смогут ли компании сохранить этот высокий темп цифровых и основанных на данных инноваций по мере выхода из пандемии? По данным опроса, проводившегося The AI Journal, на фоне кризиса около трех четвертей бизнес-лидеров (72%) позитивно оценивают роль, которую ИИ будет играть в будущем. Большинство руководителей (74%) считают, что ИИ не только обеспечит более эффективные бизнес-процессы, но и поможет создать новые бизнес-модели (55%) и новые продукты и услуги (54%).

ИИ и аналитика приобрели огромную важность, когда компаниям пришлось отвечать на изменения в рабочем режиме и покупательной способности потребителей, вызванные кризисом COVID-19. И по мере того, как внедрение этих технологий идет полным ходом, предприятия будут учитывать полученные за последние полтора года уроки и руководствоваться ими в течение всего десятилетия.

Бизнес-лидеры прекрасно понимают возможности и потенциал аналитики и ИИ в своем бизнесе. «С тех пор как началась пандемия COVID-19, CEO учатся, спрашивают, как они могут выгодно воспользоваться данными, — говорит Арнаб Чакраборти, глобальный управляющий директор Accenture. — Они хотят понять, как им лучше узнать своих клиентов. Они хотят добиться большей гибкости в своих цепях поставок и сетях распределения. Они хотят начать создавать новые бизнес-модели на основе данных. Они знают, что им нужно строить фундамент из данных, находить на основе наборов данных и алгоритмов идеи и решения, которые помогут им оптимизировать свой бизнес, более гибко настроить бизнес-процессы, узнать своих клиентов и активировать новые каналы доходов».

ИИ необходим для восполнения дефицита персонала. Туристическая, гостиничная и другие отрасли, пострадавшие в результате пандемии, нуждаются в ресурсах, чтобы ускориться и удовлетворить отложенный спрос. В различных секторах не хватает специалистов самых разных направлений, от водителей грузовиков до работников складов и ресторанов. По иронии все больше растет потребность в развитии ИИ и аналитики, чтобы компенсировать нехватку кадров в области разработки ИИ. Последний ежеквартальный Индекс работы будущего, публикуемый компанией Cognizant, в этом году показывает «быстрое восстановление темпов роста» рынка труда США, особенно в области технологий. В таких сферах, как ИИ, алгоритмы и автоматизация, наблюдается рост на 28% по сравнению с предыдущим кварталом.

ИИ будет неотъемлемой составляющей решений, связанных с постоянно возникающими и постоянно меняющимися потребностями в персонале и с подготовкой кадров, соглашается Роб Джекилек, управляющий директор Harris Poll. «Уже сейчас с помощью ИИ и, в частности, инструментов поддержки развития карьеры начинают решать проблему дефицита имеющейся рабочей силы, — говорит эксперт. — ИИ также помогает сотрудникам лучше и быстрее справляться со своими задачами и изменениями в работе — в этом помогают цифровые ассистенты и внутренние программы обучения на основе ИИ».

ИИ будет также отчасти компенсировать нехватку кадров в работе служб поддержки. «Учитывая, что все больше и больше продуктов становятся или цифровыми или содержат в себе другие технологии с пользовательским интерфейсом, потребность в таких специалистах растет, — говорит Ребекка Парсонс, директор по технологиям в Thoughtworks. — Многие простые вопросы может решить соответствующим образом обученный чат-бот, и это даст возможность снять по крайней мере часть нагрузки с персонала. Существуют исистемы обработки текстов на естественном языке, которые могут выполнять простой анализ документов и поиск типовых формулировок».

ИИ и аналитика повышают производительность. В течение многих лет рост производительности, связанный с внедрением технологий, вызывал сомнения. Однако ИИ и аналитика наконец открывают эти долгожданные перспективы. «Благодаря развитию цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, рост производительности ускорился, — пишут Эрик Бриньолфссон и Георгиос Петропулос в MIT Technology Review. — Развитие алгоритмов машинного обучения в сочетании со значительным снижением стоимости хранения данных и увеличением вычислительных мощностей позволяет компаниям решать различные сложные задачи от распознавания образов и речи до прогнозирования и диагностики. Быстрорастущий рынок облачных вычислений сделал эти инновации доступными небольшим компаниям».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте